Правозащитники заявляют, белорусские власти мешают расследовать причастность экс-министра внутренних дел к исчезновению известных политиков.
Несколько дней назад появилась информация о том, что известные правозащитники из Швеции и Беларуси обратились к руководству шведской федерации хоккея с призывом не допустить приезда Наумова в Швейцарию. Но во время трансляции по телевидению матча 1/4 финала Россия-Беларусь можно было видеть, что на трибуне сидит бывший министр внутренних дел Беларуси, глава Белорусской хоккейной федерации Владимир Наумов. Прокомментировать ситуацию корреспондент www.Euramost.org попросил известного белорусского юриста, правозащитника Гарри Погоняйло.
– Если не брать во внимание моральный аспект – насколько законно нахождение бывшего министра внутренних дел Беларуси на территории европейской страны?
– Начнём с того, что на сегодняшний день санкции Евросоюза против некоторых белорусских чиновников, делавших их невъездными на территорию шенгена, приостановлены. Поэтому, он имел полное право поехать на чемпионат мира по хоккею и не бояться никого.
– Многие граждане Беларуси считают, что их необоснованно внесли в список невыездных. Они никуда за границу из Беларуси выехать не могут, а Наумов в это время спокойно гуляет по Берну и смотрит хоккей. Обидно!
– Есть порядок, правда, не для всех он является эффективным, по которому лица, считающие, что в список невыездных они попали незаконно, могут обжаловать действия правоохранительных и следственных органов через суд. Тольке те, кто отбывает наказание или находятся под административным надзором, не могут обратиться даже в суд. Так что, в данном случае нужно не обижаться, а отстаивать свои права.
– Возвращаясь к Наумову: неужели даже обращение правозащитников не могло повлиять на решение руководства шведской федерации хоккея и лишить его права присутствовать в Швеции и на хоккейных матчах?
– В данном случае Наумов уже не является должностным лицом, он пенсионер, а санкции действовали в отношении должностных лиц. К тому же, они приостановлены. Поэтому, Наумов имел полное право на получение шведской визы. А то, что правозащитники писали… Может, поздно писали. Когда он уже получил и приглашение, и визу.
– Невъездным в страны шенгена Наумова сделало подозрение в причастности к исчезновению и убийству известных белорусских оппозиционных политиков и журналиста. Получается – он вышел на пенсию и подозрения все отпали? Можно кататься по всему свету в своё удовольствие?
– Подозрения не отпали. Но они должны подтвердиться расследованием и судом. Мы по-прежнему говорим о том, что его подозреваем, и не только его, но есть принцип презумпции невиновности. В связи с этим, мы не можем его лишить гражданских прав только на основании наших подозрений. Поскольку Наумов не осуждён судом, не заключён под стражу и не является, по существу, субъектом для органов уголовного преследования, ему формально и процессуально не присвоен этот статус подозреваемого, то мы и не можем ограничивать его в каких-то гражданских правах. Он подозревается лицами, которые пытаются доказать его причастность к этим политически мотивированным исчезновениям политиков и журналиста. Но нужно, что бы эти подозрения были доказаны. Вот эта процедура доказывания государством нашим игнорируется. Мы настаиваем на том, что бы было проведено полномасштабное расследование, что бы были рассмотрены и те версии, которые мы предлагаем. В частности – о причастности того же Наумова и ряда других высших должностных лиц государства к этим исчезновениям. Но государство нам отказывает в проведении этих процедур. Поэтому, есть другие меры воздействия. Как меру морального воздействия и на государство, и на конкретных должностных лиц, олицетворяющих это государство, были введены эти санкции о запрете на въезд в страны Евросоюза, США и других стран. Сейчас санкции Евросоюз приостановил, но наши подозрения остаются подозрениями. С ними ничего не произошло. Но в данном случае он поехал как частное лицо, и противодействовать этому мы не могли.
Напомним, что экс-министр внутренних дел Владимир Наумов подозревается международным сообществом и белорусскими правозащитниками в причастности к серьезным нарушениям прав человека, в частности к похищениям и убийствам экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, вице-премьера Виктора Гончара, бизнесмена и общественного деятеля Анатолия Красовского и журналиста Дмитрия Завадского.