Омерзение вызывают те, кто отдает приказ "прессовать" заключённых.
Презрения достойны те, кто послушно, с затаённой надеждой на внеочередные "звёздочки", исполняет такой приказ.
У тюремной администрации есть все инструменты, чтобы отравить жизнь отдельно взятому "зэку": возможность в любое время "повесить" нарушение, например, за то, что плохо побрился или не застегнул пуговицу, возможность отправить на самую тяжёлую и даже унизительную работу, возможность спровоцировать конфликт и заключить в штрафной изолятор. В дополнение к этому лишают передач с воли, что означает полуголодное существование ибо еда в колонии... да что тут говорить! Посмотрите на Никиту Лиховида, который недавно освободился, пройдя этот путь борьбы за своё достоинство в условиях неволи.
Когда вышеперечисленные средства не действуют, есть ещё "ссученые" уголовники. Те кто сидит в "пресс-хатах", те кто в колониях выполняет приказ оперов и делает адом жизнь для заключённых, представляющих оперативный интерес.
Если захочет администрация, то давление на человека может не прекращаеться ни на минуту.
Противопоставить этому "прессу" заключённому нечего кроме своего здоровья (если объявляется голодовка, что и сделал Змицер Дашкевич) или жизни (когда, протестуя против беспредела, вскрывают вены, живот или даже горло).
Как видно, выбор средств защиты у заключённого небольшой.
Очевидно, что Змицер Дашкевич сейчас находится в запредельной ситуации. Что конкретно с ним происходит, пока не известно. Но понятно, что просто так он не написал бы: "Вызначылі мне тамтэйшыя такую кабалу, зь якое, пэўна, я ўжо і ня выберуся..." Если это послание прошло тюремную цензуру, то значит, что это самое безобидное из того что он писал. Прочитав его письмо понятным становится то отчаяние, с которым за своего жениха сражается Настя Палажанко.
Как помочь Змицеру?
Все эти наглые вертухаи и их не менее наглые хозяева хорошо понимают, что они нарушают закон. И, как каждый преступник, боятся огласки, боятся внимания общества к ситуации в которой находится конкретный заключённый.
Поэтому оторвитесь от компьютера и сделайте две простые вещи:
1. Напишите жалобу в Департамент Исполнения Наказания МВД следующего содержания: "Из публикаций в сети Интернет и СМИ мне стало известно о нарушении прав содержащегося в заключении лидера "Молодого Фронта" Змицера Дашкевича. Я возмущен таким обращением тюремной администрации к оппозиционному политику. Требую провести проверку законности действий администрации в отношении Дашкевича и прекратить его незаконное преследование внутри колонии".
Адрес ДИНа:220006, г. Минск, ул. Аранская, 1
2. Напишите короткую телеграмму и отправьте в колонию: "Зміцер трымайся! Я абураны тым, як з табой абыходзяцца ў няволі. Напісаў скаргу ў Дэпартамент Выканання Пакаранняў. Веру, што хутка пабачымся на свабоде! "
Адрес колонии: Исправительная колония N13 211791,Витебская область, г. Глубокое, ул. Советская, 205
Это не панацея. Но уверен, если пойдет вал жалоб и телеграмм – это может поправить условия, в которых находится Змицер Дашкевич.
И хотелось бы обратиться к коллегам из изданий, которые легально распространяются в Беларуси (Народная Воля, Наша Нива, Белгазета, Белорусы и рынок). Вас читают так же и в "зонах". То, что вы напишите о ситуации Дашкевича, будет иметь влияние на то, как на него будут смотреть заключённые колонии N13. В течение последних лет Змицер Дашкевич неоднократно проявлял солидарность с теми, кого преследовал режим.
Сейчас ему очень нужна поддержка!
Анджей Почобут, "Белорусский партизан"