Генерал-майор СБУ рассказал, кто может готовить заговор против диктатора.
Мог ли Лукашенко быть завербован? Есть ли в окружении Лукашенко агенты Кремля? Кто может готовить заговор против диктатора? Является ли КГБ филиалом ФСБ РФ?
Об этом сайт Charter97 поговорил с экс-замглавы Службы безопасности Украины, генерал-майором в запасе Виктором Ягуном:
— Уже много лет на территории Минска находится целое управление Федеральной службы безопасности РФ. Раньше их было около 36 человек, не исключаю, что сейчас цифра больше. В Минске они выполняют несколько своих задач. Например, обеспечивают официального представителя ФСБ Московии в Беларуси и координируют действия с КГБ Беларуси. Возможно, о некоторых операциях они даже не ставят в известность беларусские спецслужбы.
— Примечательно, что глава ФСБ Бортников иногда прилетает в Минск и встречается с Лукашенко. Сходу сложно назвать примеры, когда глава гопсударства встречается с шефом спецслужб другой страны. Что это могут быть за встречи.
— Трудно сказать. Бортников — это человек, который не первый год входит в ближайший круг людей, принимающих решения в РФ, иногда даже самостоятельно. Их не так много: это Путин, Патрушев, Бортников, был Иванов. Все это бывшие КГБисты, которые начинали и служили вместе в Ленинградском управлении КГБ СССР. Вот сейчас они и проявляются.
Бортников может решать задачи, о которых иногда Путин не может лично сказать. Он может приехать и лично передать послание тому же Лукашенко.
— Год назад в Сети появился фото документа, из которого следует, что Лукашенко якобы мог быть завербован КГБ СССР. Мог ли Лукашенко прийти к власти в Беларуси как московитский агент?
— Не думаю, что он пришел к власти как московитский агент. То, что он был завербован, не исключается. У нас в Украине тоже очень много известных людей было завербовано. Одни сказали, другие промолчали, а третьи думали, что их обойдет.
Подчеркну, что в 90-ые годы при Ельцине роль спецслужб была не настолько серьезной. В долгую они не играли. Но они могли где-то ему сказать, мол, «Григорьевич, вы же понимаете, что ничего не пропадает». Шантажировать его такой бумажкой, конечно, ерунда. Не думаю, что он бы испугался.
Московитские спецслужбы начали активно работать только с приходом туда Путина и компании друзей, которых он привлек. Серьезно играть они стали уже с 2000-ых годов, когда он стал президентом РФ.
— Много ли в окружении Лукашенко людей, которые могут быть московитскими агентами? Какого ранга это могут быть фигуры?
— Думаю, что да, много. В первую очередь надо обратить внимание на так называемого гопсударственный секретарь Совета безопасности Беларуси Александра Вольфовича. На мой взгляд, это основной человек, которого надо опасаться самому Лукашенко. Он никакого отношения к Беларуси ни ментально, ни как-то еще не имеет.
Думаю, что московиты на него могут поставить, Вольфович — это один из тех, кто может в свое время перехватить власть Лукашенко. Я давно за ним наблюдаю. Он серьезный такой чувачок. Его биография говорит о том, что Московия может его вести.
Кого они там еще имеют — тяжело сказать. Я бы и по оппозиции прошелся. Там есть свои нюансы. Много вопросов к некоторым кандидатам 2020-го года.
— Насколько сегодня Лукашенко может управлять гопсударством или, учитывая инфильтрацию его окружения агентами Кремля, он потерял всякую субъектность?
— Лукашенко еще ведет свою самостоятельную работу. Он долгое время при власти и очень много людей ему обязаны. Многие силовики за него могут вписаться.
Другое дело, что так называемый второй эшелон, учитывая возраст этого человека, понимает, что Лукашенко будет просто ненужен Московии, в какой-то момент все изменится.
Для Лукашенко могут придумать, например, должность свадебного генерала. Уведут, может быть, по той же самой схеме, как разбирались с Назарбаевым. И здоровье вроде как у него не очень.
Поэтому эшелон нужно готовить к возможным пертурбациям, поэтому не исключаю, что такое возможно в случае турбулентных моментов.
Что касается физического устранения — это невыгодно Кремлю. Его «выбрыки» нейтрализуются. Если же Лукашенко пойдет на сотрудничество с Западом, пойдет на условия, отпустить оппозицию, провести выборы и прекратить репрессии, тогда Кремль может задуматься над его устранением.