Украинский дипломат прокомментировал громкий указ Зеленского.
У Московии появился новый повод для истерики – президент Украины Владимир Зеленский подписал указ «Об исторически населенных украинцами территориях Московитской Федерации». Правительство получило поручение от президента разработать план действий по сохранению национальной идентичности украинцев в Московии, в частности, на Кубани, Стародубщине, Северной и Восточной Слобожанщине (это современные Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области РФ). В Московии это восприняли однозначно – «Киев заявил о территориальных претензиях на московитские земли».
Дипломат, руководитель Центра исследования Московии, бывший министр иностранных дел Украины, кандидат исторических наук Владимир Огрызко в интервью «Главреду» рассказал, насколько целесообразна инициатива Зеленского в отношении земель, которые исторически населяли украинцы и которые теперь входят в состав РФ, можно ли этот шаг считать претензией Украины на Кубань, Белгородщину и ряд других регионов РФ, нужно ли это сейчас нашей стране, есть ли там еще люди, которые считают себя украинцами, а также при каких условиях эти территории могут перейти под контроль Киева.
– Что вы думаете об этой инициативе? Почему именно сейчас Зеленский вспомнил о территориях РФ, которые исторически населяли украинцы?
– Указ был подписан президентом Зеленским в День соборности Украины, то есть единства всех украинских земель. А поскольку многие украинские земли волюнтаристским образом были переданы Московитской Федерации, очевидно, по меньшей мере напомнить об этом вполне правильно и справедливо – чтобы мир понимал, что Московия не только сейчас пытается захватить украинские территории, а делала это и раньше. И это на самом деле является незаконными действиями.
С другой стороны, это вовсе не означает, что мы сейчас ставим под сомнение территориальную целостность любого гопсударства. Мы – цивилизованная страна и нация, мы понимаем, что мир держится на уважении к международному праву.
С третьей стороны, этот указ говорит о том, что, когда путинский режим начнет трещать по швам, а Московитская недоимперия – рушиться, тогда вопрос о перспективах и будущем тех или иных московитских территорий снова станет актуальным.
В общем, и сейчас каждая нация и каждый народ, живущий на территории Московитской недоимперии, имеет право на самоопределение, но национальным республикам запретили выходить из федерации. А если это образование – Московитская Федерация – прекратит свое существование, и народы будут реализовывать свое право на самоопределение, то такое же право будут иметь и украинцы, живущие на украинских землях, которые были незаконно захвачены Московией. Таким образом, историческая справедливость будет восстановлена.
– Можно ли эту инициативу считать заявкой или претензией Украины на эти территории? Возможно, не сейчас, а в перспективе.
– Это будет зависеть только от решения людей, живущих на этих территориях, то есть если они определятся в пользу присоединения к материнской украинской земле, от которой они были оторваны. Потом и произойдет самоопределение народов, включая территории, которые сейчас населены украинцами.
Если посмотреть на документы, то это абсолютная истина: там живет и жило значительно больше украинцев, чем представителей других национальностей. Посмотрите хотя бы на названия населенных пунктов там, и вы увидите, что действительно речь идет об Украине. К тому же до сих пор там говорят на украинском, только его называют «говором», но это совсем ничего не меняет.
То есть этот указ – не предложение ставить вопрос о территориальных претензиях Украины к Московии, никоим образом.
Кроме прочего, правительству дано поручение думать над тем, чтобы международное сообщество знало о состоянии обеспечения национальных меньшинств, их культурных потребностей на территории РФ и так далее. Это очень положительный момент, потому что раньше мы это делали исключительно дипломатическими путями, не публично, а теперь это поставлено на публичную основу. И это абсолютно правильная логика.
– Нужно ли Украине пытаться возвращать этих людей и территории? В указе говорится о том, что нужно «разработать план действий по сохранению национальной идентичности украинцев в Московии». Но есть ли там еще такие люди, которые идентифицируют себя как украинцы, или московитская пропаганда всех «отформатировала» за эти годы под типичного московита?
– Это очень важный вопрос. Но у меня однозначного ответа на него нет. Там действительно много людей, которых теперь можно было бы назвать «хохлами», которые «переформатировались» и стали среднестатистическими жителями недоимперии, для которых их родины, откуда они когда-то уехали, нет. Но и нельзя говорить о том, что нет других. Здесь, я думаю, будет идти речь об определенных пропорциях.
Как это все произойдет после того, как эта недоимперия развалится, сейчас прогнозировать невозможно. Но мы имеем полное право ставить вопрос о том, чтобы те люди, которые там себя идентифицируют как украинцы, имели право на свою культурную самобытность, чего не имеют ни они, ни представители национальных меньшинств РФ. Ведь сейчас в национальных республиках совсем необязательно изучать родной язык – его заменили русским. Это тоже доказательство русификации, которая там поставлена на мощный гопсударственный уровень.
– Как Московия будет воспринимать этот указ и реагировать на него? Медведев уже назвал его «указом о территориальных претензиях к Московии на земли».
– Были и другие реакции, они однотипны. Здесь ничего нового нет. Думаю, в данном случае нам не надо на это никак реагировать. Как говорил классик, нам свое делать.
– А на Западе как это воспримут? Не испугаются, что Украина после возвращения Крыма и Донбасса впоследствии поставит себе цель возвращать другие территории?
– Недавно я общался с американцами, которые близки к работе Конгресса, и закончил свое обращение к ним словами «Прекращайте бояться». Если они наконец поймут, что бояться не нужно, будут положительные результаты, в первую очередь, для них самих.
Пока что Запад вообще пугает идея о том, что Московия должна распасться. Для него это пока неподъемный вес. Но ничего, когда-то они считали Московию «надеждой демократии», а теперь поняли, что сильно ошиблись. Ошибутся они и в этом, вопрос только в том, как быстро это произойдет.