В Петербурге открылась выставка репортажной фотографии журналистов Беларуси, Литвы и Эстонии.
Это своеобразный фотовзгляд изнутри, и поэтому в каком-то смысле нетрадиционный.
Какими видят события, происходящие в этих странах, те, кто живет в них, узнал корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
«Пресс-фото Беларусь-Литва-Эстония» — это вполне логичное продолжение выставки, которую показывали в лофт-проекте «Этажи» — World Press Photo. Просто тогда были лучшие репортажные снимки со всего мира, сейчас — из трех стран.
Те же номинации: «портрет», «спорт», «природа». И если в прошлый раз зрителей поражал огромный баклан, летящий на фотографа, то сейчас это уже ястреб, нервно распахивающий крылья.
Савелий Архипенко, креативный директор лофт-проекта «Этажи»: «Медиа все искривляет. Есть определенные стереотипы и про Беларусь, и Прибалтику. То, что в Беларуси — кошмар, а в Прибалтике — круто. Но это не совсем так. Люди сами должны разобраться и понять».
Все эти работы выставлялись в странах, где были сделаны, с одним исключением. В Беларуси экспозицию запретили и показывали в итоге частями без провокационных снимков. На одном из них, например, кто-то встал прямо на портрет Лукашенко во время одного из митингов. На другом сам правитель чрезмерно нервничает. А на третьем один из милиционеров уговаривает ОМОН не применять силу.
Сергей Гудилин, фоторепортер: «Мне получилось доставить в воинскую часть фотоаппарат. Мне легально и нелегально разрешали там как-то работать. И я просто наблюдал за армейской действительностью».
Сергей Гудилин получил Гран-при за серию снимков, которые сделал, когда проходил службу в белорусской армии. Как там встречают новость о выходном, как проводят время на плацу. И главное — в девять вечера, когда все обязаны посмотреть программу новостей на государственном канале.
Сергей Гудилин, фоторепортер: «Моя фотография была не показана, хотя я был приглашен на открытие. И мне приходилось приезжать в майке с моей фотографией, делать маленький перформанс, снимать с себя рубашку и показывать фотографию на себе».
В Эстонии и Литве тоже есть и ОМОН, и президенты. Но в Литве уверены, что бойцы ОМОН могут быть милыми и добродушными людьми. По крайней мере, когда наблюдают, как утка с утятами переходит дорогу. А в Эстонии, очевидно, радуются некоторой нескладности собственного президента, который не слишком хорошо подготовился к учениям.
Тут неожиданно выясняется, что проще всего, судя по всему, смотрят на мир эстонцы. Яркие краски, веселые темы. И даже близкая Петербургу проблема с уборкой снега в Эстонии выглядит, скорее, не сложной, а забавной. По крайней мере, для фотографа.