Сайт консорциума ЕвроБеларусь приводит подборку мнений извесных белорусских общественных деятелей по этому поводу:
Владимир Мацкевич, философ, методолог, член Совета Международного консорциума "ЕвроБеларусь":
- То, что белорусский режим не понимает смысла и возможностей, заключенных в программе "Восточное партнерство" для Беларуси, мы понимали достаточно давно. Более того, на конференции Национальной платформы гражданского общества в апреле, мы принимали резолюцию. В ней говорилось, что, несмотря на позицию режима в отношении к Восточному партнерству, гражданское общество считает эту инициативу необходимой для страны и, независимо от решения властей принимать или не принимать участие в программе, будет принимать участие в Восточном партнерстве в рамках соответствующего Форума гражданского общества. В этом, как и во многих других вопросах, мы кардинально расходимся с нынешним режимом.
Белорусская власть органически не способна принять стандарты взаимодействия демократических государств на международном уровне, стандарты взаимодействия гражданского общества, политической оппозиции и власти. И такая органическая неспособность к цивилизованному взаимодействию и заставляет режим принимать такие скороспелые решения. При этом, я полагаю, что данная реакция является спонтанной в ответ на фактически правильные действия Евросоюза в отношении официальных лиц Беларуси. Им запрещен въезд в страны ЕС. Поэтому никто из высокопоставленных чиновников не мог принять участие в Саммите. Это было очевидно. Неужели они не понимают, что запрет на въезд белорусских чиновников, включая Александра Лукашенко в ЕС, - это были не игрушки. Запрет действует.
Однако обусловленное этим неучастие белорусских официальных лиц в Саммите встретило достаточно нецивилизованное поведение самой Беларуси. Ведь министр иностранных дел Сергей Мартынов мог принять участие в Саммите, у него есть достаточный вес и статус во власти, чтобы представлять Беларусь на данном мероприятии, где участвуют президенты. Но белорусская сторона решила послать на Саммит посла в Польше, что уже является демаршем и вызовом европейскому сообществу. Соответственно, отношение Европы к Беларуси было адекватным. В свою очередь уже белорусский МИД сделал вид, что обижается на поведение Евросоюза и реагирует, заявляя, что Восточное партнерство Беларуси не нужно.
К сожалению, очевидно, что белорусская власть, белорусская политическая культура не доросла до цивилизованных форм взаимодействия в таких структурах, как Восточное партнерство.
Елена Тонкачева, руководитель Центра правовой трансформации, участник Международного консорциума "ЕвроБеларусь":
- Позиция МИД Беларуси свидетельствует о том, что до сегодняшнего дня во внешнеполитическом ведомстве не было четкого понимания того, как белорусская сторона поведет себя на Саммите. Это тревожный сигнал. Еще весной можно было прогнозировать направленность официального Минска на достаточно жесткую изоляцию и абстрагирование от требований ЕС по вопросам прав человека, демократии и верховенства закона. Но нынешний демарш - решение ситуативное, свидетельствующее о незрелости белорусской дипломатии. Хотелось бы ожидать от дипломатии независимой страны с двадцатилетним стажем более ответственного отношения и поведения, более продуманных и системных действий. Эти действия могли быть связаны с реагированием на послания об освобождении политзаключенных до Саммита Восточного партнерства. Я полагаю, что если бы хотя бы данное условие было соблюдено, то белорусский МИД имел бы гораздо более приличное положение в рамках Саммита.
Что касается части заявления МИД, в котором сказано, будто "решения Саммита, затрагивающие интересы Республики Беларусь и принятые без прямого согласия нашей страны, будут не легитимны", то я, как юрист, считаю, что с юридической точки зрения там не все так однозначно.
Вместе с тем, из-за демарша МИД, процессы диалога с Евросоюзом и странами Восточного партнерства перемещаются в зону ответственности Форума гражданского общества. И на сегодняшний день это становится одной из основных задач белорусской Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. Национальная платформа превращается в связующее звено между Минском, программой "Восточное партнерство" и Евросоюзом. При этом сегодня Национальная платформа вынуждена принять на себя часть политических функций, направленных на удержания европейской ориентации Беларуси.