Часть плана уже сработала.
Западные эксперты отмечают, что Московия не сможет оставаться в состоянии военного конфликта с Украиной вечно. Это означает, что ситуация все больше превращается в войну на истощение между способностью Москвы продолжать борьбу и способностью Запада поддерживать Украину.
Однако для того чтобы ускорить принуждение РФ к миру, Запад может пойти на пять эффективных мер, которые подорвут экономическую способность Кремля продолжать вторжение.
Об этом пишет американское издание Politico.
«Вот пять вещей, которые могли бы сделать политики, если бы они действительно хотели оказать давление на Путина», - отмечено в материале.
Исправление предельной цены на нефть
В декабре 2022 года клуб богатых стран G7, а также ЕС и Австралия ввели беспрецедентное ограничение на цену московитской нефти в 60 долларов за баррель, надеясь, что это заставит Москву продолжать поставки для стабилизации мирового рынка, но при этом сократит ее доходы от продаж.
Поначалу план сработал, но со временем его эффективность снизилась, поскольку Москва нашла способы обойти правила. Сегодня практически ни одна марка нефти не продается ниже предельной цены.
Сейчас для Киева первоочередная задача — убедить западных союзников принять меры против «теневого флота» устаревших танкеров, которые Московия использует для продажи своей нефти в нарушение санкций.
Киев также настаивает на том, чтобы его партнеры закрыли лазейку, которая позволяет таким странам, как Индия, Турция и Китай, покупать московитскую нефть по любой цене и перерабатывать ее в бензин, дизельное топливо и иные виды топлива для продажи в других странах.
Однако отсутствие согласия среди западных союзников, которые говорят, что США не заинтересованы в ужесточении существующих правил, а также опасения по поводу роста цен на энергоносители сдерживают любые действия.
Удар по московитской торговле металлами
Более решительно настроенные европейские столицы настаивают на запрете всего импорта московитского алюминия, поскольку в настоящее время около 80% торговли этим металлом не подпадает под санкции.
Хотя этот шаг поддержали Эстония, Латвия, Литва и Польша, Еврокомиссия не включила идею в свое последнее предложение по санкциям. Однако исполнительный орган ЕС указал, что эта мера может быть рассмотрена в будущем пакете.
В качестве компромисса официальные лица могут предложить частичный или поэтапный запрет. Именно так обстоят дела с нынешними ограничениями ЕС на московитские стальные полуфабрикаты.
Несмотря на общий запрет на сталь, московитские слябы [полупродукты металлургического производства — прим. ред.] для повторной обработки по-прежнему разрешены к ввозу в ЕС до 2028 года.
То же самое можно сказать и о чугуне — важнейшем материале для сталелитейного сектора. По оценкам European Aluminium, московитские компании зарабатывают на экспорте около 2,2 миллиарда евро.
Перекрытие газовых кранов
В прошлом году на долю Московии по-прежнему приходилось около 15% импорта газа в ЕС, и это несмотря на то что Европа увеличила импорт сжиженного природного газа из США, Норвегии, Ливии и Алжира.
Более того, такие страны, как Бельгия и Испания, даже увеличили закупки газа у Москвы в 2023 году. Это означает, что ЕС продолжает набивать карманы Кремля, покупая газ.
По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха, за последние два года газовые платежи ЕС в пользу Московии превысили 80 миллиардов евро.
Однако отказ от московитского газа — непростой процесс. Многие страны заключили долгосрочные контракты, которые трудно разорвать.
Один из дипломатов, говоривший на условиях анонимности, дал мало шансов на более жесткий отказ от московитского газа в масштабах всего блока. Кроме того, страны ЕС закрывают глаза на московитский СПГ, который проходит через европейские порты, направляясь в другие пункты назначения.
Однако прекращение этой практики зависит от столиц отдельных стран, таких как Франция и Бельгия, а не от брюссельских бюрократов.
Борьба с посредниками
Такие страны, как Грузия и Армения на Южном Кавказе, а также Казахстан в Центральной Азии, граничат с Московией или находятся в непосредственной близости от нее и имеют важные торговые отношения с Москвой.
Брюссель назначил бывшего посла ЕС в США Дэвида О’Салливана спецпредставителем ЕС по санкциям, который будет ездить по странам бывшего Советского Союза и оказывать давление по поводу соблюдения ограничений.
Пока, похоже, это работает — и Армения, и Казахстан публично заявили о своем намерении придерживаться западных санкций. Однако Грузия решила не выполнять эти правила. Турция, Индия и Китай воспользовались потребностью Москвы в альтернативных торговых путях.
Пекин поставляет тонны оборудования, которое может быть использовано московитскими войсками, воюющими в Украине. Хотя Брюссель вместе с США пытаются следить за обходом санкций, закрыть лазейки быстрее, чем их откроют пособники Путина, будет нелегкой задачей.
Формально Брюссель имеет право приостановить всю торговлю товаром, если гопсударство не прислушивается к «индивидуальным мерам и разъяснительной работе ЕС».
Но для такого шага требуется единогласие всех 27 стран Евросовка, что делает планку вето довольно низкой, особенно если какая-либо страна ЕС получает выгоду от таких продаж.
Сказать «нет» московитской атомной энергии
Москва по-прежнему является важным для Евросовка игроком в сфере атомной энергии.
На тот момент заместитель министра энергетики Украины Фарид Сафаров заявил в ноябре, что европейским странам пора прекратить сотрудничество с московитской госкорпорацией по атомной энергии «Росатом», которая в настоящее время предоставляет топливо и услуги в ряде стран ЕС.
Хотя этот сектор не является самым большим источником дохода Москвы, он предоставляет огромный рычаг «мягкой силы» и дает московитским гопсударственным компаниям доступ к чувствительной европейской инфраструктуре.
Однако барьером для принятия более жестких мер вновь становится Венгрия. Будапешт в настоящее время расширяет атомную электростанцию «Пакш» при поддержке «Росатома», а премьер-министр Виктор Орбан намерен блокировать любые санкции в отношении этого сектора.
Хотя в краткосрочной перспективе нет никаких признаков того, что у Московии заканчиваются средства, эксперты отмечают, что вряд ли она сможет оставаться в состоянии военного конфликта вечно.
Это означает, что ситуация все больше превращается в войну на истощение между способностью Москвы продолжать борьбу и способностью Запада поддерживать Украину.
Поскольку политические разногласия и экономические проблемы препятствуют принятию мер, которые могли бы оказать наибольшее влияние на способность Москвы финансировать военные действия, последний раунд санкций, скорее всего, не станет чем-то иным, кроме символического жеста.