Рейтинг президента Беларуси А.Лукашенко достиг минимального уровня. По данным опроса НИСЭПИ, его поддерживает только 24,5% белорусов. Однако это не значит, что перемены в стране наступят уже завтра, считают политологи.
Как следует из опросов, проведенных Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, в декабре 2010 года Лукашенко пользовался поддержкой 55% населения Беларуси.
По данным НИСЭПИ, лишь 7,5% респондентов считают главным виновником валютного кризиса ныне уже бывшего руководителя Нацбанка Петра Прокоповича. А вот президента обвиняют в нынешнем кризисе 61,2%. И действительно, о какой там самостоятельности Нацбанка или правительства можно заикаться, если все эти деятели теряют дар речи на ковре у первого лица?
Причем недовольство белорусов властью усиливается. Еще в июне нынешнего года электоральный рейтинг Лукашенко по версии НИСЭПИ составлял 29,3%, теперь же и вовсе упал – до 24,5%.
Социолог, профессор Олег Манаев отметил, что "потерянные главой государства проценты, как свидетельствуют другие результаты опроса, ни к кому не перешли и как бы растворились в воздухе". По его мнению, это обусловлено тем, что белорусская оппозиция не смогла стать субъектом белорусского политики и белорусского общества в целом, пишет ИА REGNUM.
"Даже тот потенциал протестный, критический, который был и раньше и который всегда охватывает от четверти до трети населения, никак не связывается с большей частью оппозиционных структур, лидеров, программ и т.д.", - заявил социолог.
В то же время он отметил два положительных примера изменения отношения населения к оппозиции - попытка экс-кандидата Милинкевича работать в массах и кампания Некляева "Говори правду".
По мнению Манаева, свое дальнейшее развитие данное направление не получило в связи с его относительной молодостью - полтора-два года, в то время как "до этого 15 лет то, что и как делала в своей массе белорусский оппозиция, фактически не совпадало с тем, чего ждала значительная часть белорусского общества".
Руководитель аналитического центра "ЕсооМ" Сергей Мусиенко выразил несогласие с данными исследований НИСЭПИ. "Я не думаю, что произошло такое падение. Дело в том, что они неаккуратно опрашивают жителей деревни. А у нас, в Беларуси, есть своя специфика опроса, кстати, как и в России. Это - сельская местность. На селе они не дорабатывают. Поэтому и выборка некорректная получается. В основном опрашивают Минск, иногда крупные города", - отметил глава аналитического центра.
По мнению руководителя "ЕсооМ", потерянные Лукашенко проценты не могли перейти к оппозиции: "Нет оппозиции как таковой, нет и лидеров как таковых. А те люди, которые пытаются назвать себя таковыми, по сути ими не являются".
Поскольку "Лукашенко привык иметь статус народного президента, потеря популярности, несомненно, болезненна для его самолюбия", отметил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский.
Вместе с тем — народ ворчит, но не бунтует. Уличную фронду компьютерной молодежи — "«Революцию через социальную сеть" власти лихорадочно затоптали, как топчут первые языки пожара. Горячей же осени, обещанной старой оппозицией, пока не видно.
Для успокоения, прежде всего психологического, пролетариату и служащим бросают сверху кое-какую подкормку. 30 сентября на «Дожинках» в Молодечно Лукашенко пообещал процентов этак на 25 поднять зарплаты бюджетникам (опять пустые деньги, опять виток инфляции?).
В целом же народонаселение уходит в парадигму самовыживания: запасает картошку на зиму, перекраивает бюджет, несет в починку старые сапоги, отказываясь от покупки новых…
Аналитики НИСЭПИ отмечают, что «накапливаемый в обществе протестный потенциал пока не концентрируется ни на каких реальных альтернативах (оппозиционных структурах, программах, лидерах). Как показывает история, социальные взрывы, возникающие в таких ситуациях, могут приводить к результатам, противоположным ожидаемым».
Да и будет ли он, этот социальный взрыв? Белорусскому начальству, вечно завидующему богатым нефтью соседям, по крайней мере, дико повезло с народом: хоть веревки из него вей!
Политический аналитик Юрий Дракохруст также считает: когда власть утрачивает поддержку масс, это еще не означает автоматически, что перемены наступят завтра.
"Обычно они наступают тогда, — сказал эксперт в интервью для Naviny.by, — когда общество не только разуверилось, но и возненавидело статус-кво (по украинской формуле — «нехай гірше, аби інше»). Когда оно не только разочаровалось в одном, но и очаровалось другим, поверило в другое. Наконец, когда оно готово за переход к этому другому платить".
Таких сдвигов в белорусском обществе пока не произошло, убежден аналитик.
Впрочем, добавляет Юрий Дракохруст, «непопулярный персоналистский режим — это противоречие в определении. Он может существовать, но он не может существовать долго. И обвал может произойти неожиданно. Люди ведь подчас и сами не знают, на что они готовы в тех или иных обстоятельствах».
Итак, вот он, отечественный парадокс: при том что налицо жесткий персоналистский режим, отнюдь не с вождя (вновь пообещавшего на "Дожинках", что пускай даже погибнет, но страну "пятой колонне" не отдаст), а с себя следует спросить белорусам по большому счету: готовы ли они платить за перемены?
Ибо в системе, где нет нормальных выборов, выбор в пользу иной парадигмы развития (да что там — уже развития как такового!) требует особого мужества и жертв.