«Belarus is not sexy», – сказал мой друг, пытаясь объяснить западным дипломатам их бездействие по отношению к Беларуси.
Десять лет назад один мой знакомый американский дипломат, который проработал много лет в Латинской Америке, сказал: «В Беларуси очень красивые женщины, но они не сексуальны, как латиноамериканки».
Я долго пыталась на словах доказать ему обратное.
Спустя годы я начала понимать, что он имел в виду. Но на примере не женщин, а своей страны. Наблюдая действия мировых властей по отношению к другим государствам, которые проживают такие же сложные политические процессы как и Беларусь, понимаешь: единственная возможность для страны привлечь к себе внимание – раздеться перед всем миром.
Сексуальность страны – это нефть, газ, алмазы, доступ к морю, горы. Беларусь – единственная страна в Европе, в которой нет гор и моря. Беларусь – плоская. Она не привлекает никого, даже ближайших соседей. Даже если допустить... Ну, допустить, что она красивая... Все равно, она, одназначно, не сексуальная. Море у нас одно – Минское – искусственно созданное водохранилище. Самая высокая точка страны – Минская возвышенность – 300 метров. У нас два горнолыжных комплекса. Для их появления нужно было вкопаться в землю, чтобы получилось подобие горы.
Чтобы на страну обратили внимание, неплохо провести массовые убийства. Как это было в Руанде, Ираке, Ливии, Тибете... Это так привлекательно, когда муж убивает детей, разрезая их на маленькие части, поджаривая на костре и заставляя свою, только что родившую жену, есть их кусочек за кусочком. А когда отказывается, вспороть ей кесарево сечение, свалить обратно в утробу свежеразделанных детей, и зашить.
Этого ждет мир? Ждет. Но, как научила Руанда, даже когда это происходит, миру требуется как минимум три месяца, чтобы начать действовать и остановить изощренное насилие. Проще относиться к этому, как к захватывающему фильму – динамичному, яркому, с непредсказуемым финалом.
Ближе к финалу истории, один европейский политик, оторвавшись от экрана телевизора и сделав глоток виски, скажет другому: «Это случилось, нам пора действовать». Один из таких европейских политиков недавно сказал: «Вовлечение диктаторов во взаимоотношения с демократическими странами – неотъемлемая часть современной геополитики». Это сродни тому, как подманивать сексуального маньяка его любимой пышногрудой рыжеволосой девицей, но постоянно ошибаться в месте и времени следующего изощренного изнасилования.
Потом они все сольются в едином порыве в зале Совета Безопасности ООН, чтобы реанимировать девочку-подростка. Откачать ее для того, чтобы потом получить в знак благодарности хороший секс в виде части территории или собственности. Ведь сами они уже давно мертвы, и только чистая плоть может стать той кислородной подушкой, которая на мгновение вернет интерес к жизни.
В Беларуси есть только люди. Но люди – это плохо продаваемый продукт, он не привлекает.
Загнанные в замкнутое пространство люди уничтожают друг друга, создавая энергетическую воронку сексуальной агрессии. Часть общества, обладающая властью и силой, давит тех, кто слаб и беззащитен.
Черная масса... тысячи и тысячи... идущие, рычащие, орущие, стучащие дубинками в щиты... Черные кожаные перчатки с металлическими пластинами, высокие шнурованые сапоги, лакированные шлемы... Прыгающие на тела, чтобы был слышен хруст... Разбивающие головы со звуком раскалывающегося арбуза... Кричащие, что ты «сука», «блядь», «животное», «пизда»... «Я объясню тебе, для чего нужны ножки стула»... «Нацисты покажутся тебе детьми»... «Лежать, сука»... «Сейчас я отвезу тебя в лес, и там мы останемся вдвоем»...
А потом они сделают твои отпечатки -- «откатают» тебя. Взяв маленький валик, медленно макнув в черную краску, и закатав рукава так, словно готов снять не отпечатки пальцев, а сделать отпечаток всей тебя. Беря каждый твой палец, медленно откатывая маленькие участки фаланг пальцев, ладоней... Сверху прижамая их двумя своими потными ладонями так, что рвотный рефлекс душит, не отпуская.
После этого ты не можешь отмыться. Тебя откатали.
Но ты никому не нужна. Все лишь хлопают себя по бедрам, и сожалеют, что «так получилось». Так получилось, что защитить тебя некому. Ты – асексуальна. Тебе нечего дать. Лишь свое подростковое субтильное тело. Всего лишь.
Девочка вырастет. Ее тело обретет мудрость и поймет, что продается не только пышная грудь, не только длинные ноги, не только пухлые алые губы. В сексе лучше всего продается креативность – когда ты умеешь делать то, чего не умеют остальные. Ну, а если она привыкнет к насилию, получится гениальная садо-мазохистка, которая заставит мир вздрогнуть.
Услышать щелчок плети, вздрогнуть и понять – девочка выросла.
Наталья Коляда – руководитель Белорусского Свободного театра
Этот текст написан специально для спектакля Белорусского Свободного театра "Письмо для Кэти Акер. Минск'2011", получившего главный приз Эдинбургского театрального фестиваля, в постановке Владимира Щербаня. В спектакль вошли полтора десятка текстов, написанных членами труппы Белорусского Свободного театра.
К публикации этого текста побудили политические события последней недели.