Из-за оплошности перевозчика.
Читательница MOST Алёна, похоже, поставила рекорд по длительности поездки из Гродно в Белосток. Дорога на автобусе 8 марта заняла у неё 43 часа. Женщина рассказала, как так вышло.
В лучшие времена из Гродно в Белосток можно было доехать за 2,5-3 часа. Сейчас, когда со стороны Гродненской области пункты пропуска на беларусско-польской границе закрыты, путь лежит через Литву или Брест и занимает намного больше времени. Вечером 7 марта на выезде из Беларуси образовались огромные очереди. Сказались два фактора: длинные выходные в Беларуси (в такие дни туристы охотно планируют поездки за границу) и повышенная нагрузка на пункты пропуска: с 1 марта Литва закрыла два перехода на границе с Беларусью — «Привалку» и «Котловку».
Алёна выехала из Гродно автобусом в час ночи 8 марта. Это был рейс польского перевозчика, с которым женщина путешествует не впервые. В прошлый раз, в конце февраля, она возвращалась в Беларусь автобусом той же компании, дорога из Белостока в Гродно через «Привалку» заняла 6 часов.
К долгим переходам границы женщина была готова. Иногда ей приходилось проводить в пути 10-12 часов, а максимальное время, которое Алёна когда-либо стояла на границе, составляло 13 часов.
Билеты на автобус Алёна, как всегда, покупала на сайте польского перевозчика, так что предчувствия, что в этот раз что-то может пойти не так, у неё не было.
«Стали 27-ми в очередь к туристическим автобусам»
Когда пассажиры сели в автобус, Алёна спросила, через какой пункт пропуска они поедут, ведь «Привалка» закрыта. Ей ответили, что через «Брест», и это её не насторожило.
— Через три часа были на границе. И тут выяснилось, что у этого перевозчика нет лицензии, чтобы ездить как рейсовый именно на этом пункте пропуска. Мы стали 27-ми в очередь к туристическим автобусам. А в рейсовой очереди стояло только 7-9 автобусов.
Алёна подчёркивает, что даже если бы автобус ехал как рейсовый, прохождение границы было бы долгим. Но туристическая очередь и вовсе почти не двигалась.
— У поляков работал только один «пасс», по которому пропускали автобусы, поэтому схема была такая: брали три рейсовых автобуса, [потом] один туристический. Потом опять — три рейсовых, один туристический, — рассказывает Алёна.
30 долларов за место до Варшавы
Очередь туристических автобусов была настолько долгой, что вновь приезжающие перевозчики в неё даже не становились — высаживали пассажиров на границе, разворачивались и уезжали. А люди искали способы пройти границу с другими автобусами или легковыми автомобилями.
Так поступила и большая часть пассажиров рейса, которым ехала Алёна. Они доплачивали за билет и искали места в других рейсовых автобусах. Доехать до Варшавы стоило к тому моменту около 30 долларов, а деньги за билет на автобус без лицензии им, само собой, не возвращали.
— В течение нескольких часов, [после того] как мы приехали, битком набитый наш автобус разошёлся по другим автобусам… В итоге до Белостока с тем же перевозчиком доехало, может быть, человека четыре.
«Им повезло сэкономить сутки времени»
К утру 8 марта ситуация накалилась.
— Стали ехать рейсовые [автобусы] по всем направлениям: Гданьск, Познань, Катовице, Гдыня, Тересполь, Бяла-Подляска. Очередь туристических не уменьшалась.
Сутки спустя, в час ночи 9 марта, из Гродно вышел следующий автобус того же перевозчика. Но поскольку автобус, в котором ехала Алёна, к тому момента был почти пустым, всех 33 пассажиров из нового автобуса пересадили в автобус, который уже больше суток стоял в очереди — так его пассажиры сэкономили время и, естественно, ничего не доплачивали, потому что ехали с тем же перевозчиком.
— Им повезло сэкономить сутки времени, — объясняет Алёна.
По её словам, легковые машины проходили границу быстро, поэтому целесообразнее всего было договориться с водителями личных машин и подсесть к ним.
В итоге 9 марта в 13.15 по беларусскому времени автобус выехал с границы. Но его маршрут пролегал через Варшаву. До польской столицы поездка заняла 2,5 часа, а уже оттуда борт отправился в Белосток. В пункт назначения женщина добралась только к 20.00 по минскому времени.
Женщина говорит, что теперь долго не сможет набраться сил для нового путешествия в Польшу.