Владимир Путин строит грандиозные интеграционные планы. Лукашенко ему не мешает.
Долгие годы я слышу рассказы о том, что главный гарант независимости Беларуси - это диктатор Лукашенко. Чем ужаснее становился его режим, тем эти разговоры становились все навязчивее. Они повторяли это как мантру.
Я вспоминаю, как спорил со мной на эту тему многие лидеры оппозиции, как были готовы националисты присягнуть Лукашенко на верность, введи он белорусский язык для чиновников. Это - лейтмотив всех выступление в Европе бывшего кандидата в президенты Александра Милинкевича. Эта идея очень нравится полякам. Они так ненавидят и боятся Россию, что готовы еще лет сто терпеть кровавый режим в Беларуси, лишь отодвинуть от себя границы российской империи на 500 км.
Но год от года мы видим неизбежное сползание Беларуси в орбиту российских интересов, в лапы российского медведя. Это уже не торг хитрой Беларуси с коварной Россией, это медленное, но верное поглощение беднеющей страны богатой соседкой.
Иногда вдруг встрепенется европейское сообщество на какое-то известие из Минска, с надеждой посмотрит в сторону Минска, протянет руку помощи, но тут же получит в ответ плевок.
Лукашенко играется с Европой. С Москвой он тоже игрался, но постепенно пространство для маневра ужималось, игры становились все менее тонкими и успешными.
«1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект - Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве, - написал в своей статье в газете «Известия» премьер Путин. - Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу».
Понятно теперь, зачем в Кремль возвращается Путин. В ближайшее время мы станем свидетелем нового интеграционного рывка.
Путин пытался разыграть это вместе с Лукашенко через объединение с Беларусью еще 4 года назад. Вспомните, как он весной 2007 года до 7 утра что-то объяснял Лукашенко, убеждал слиться в политическом экстазе, предлагал ему пост председателя союзного парламента, но белорусский царь требовал кресло премьера. Тогда не сошлись. Прорыва не получилось. Путин пошел другим путем - через Таможенный союз. При этом интеграция пойдет не в границах 1991 года. Лишнего Москве не надо. По Солженицыну, Российская империя - это Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Путину теория Солженицына очень нравится.
За несколько лет, преодолевая упорное сопротивление национальных элит, идя на серьезные уступки, Россия все-таки втянула Беларусь и Казахстан в Таможенный союз, который перерастает в единое экономическое пространство.
А что Лукашенко? Лукашенко много ругается, но исправно все выполняет. Его возражения - это лишь способ выбивать для себе больше денег и привилегий. Он лишь умело поднимает ставки. Европа предлагает 3 млрд. помощи, тут же из Москвы сулят 5, Евросоюз готов дать 9 млрд, Россия дает 15! И Европа никогда не перебьет эти ставки.
В последнее время Лукашенко не прочувствовал тайные мечты Путина, заигрался. И быстро получил по мордасам. Будет упирать дальше - получит «ракетно-бомбовый удар» по последней диктатуре Европы. Но удар не понадобится. Он все сделает так, как просит Москва. «Не обращайте внимания на его слова, делает он все так, как мы просит», - спокойно пояснил очень высокопоставленный руководитель России.
И никакой Лукашенко - не гарант белорусской независимости. Он играет этой независимостью и в любой момент может ее продать, обменять на что-то для него более ценное. Пока Лукашенко у власти, до тех пор независимость Беларуси под угрозой. Вы этого еще не поняли? Тогда перечитайте еще раз статью В.В.Путина, бывшего президента России, нынешнего премьера и будущего президента Евразийского союза.
Павел Шеремет, «Белорусский партизан»