«Если бобер не больной, он не полезет к человеку, но…»
Традиционно весной «бобры размножаются, и их много везде», сообщили «Еврорадио» в управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды. Специалисты рассказали о ситуации с этими животными в нашей стране, а также о том, что делать, если вы повстречались с бобром.
— Любое дикое животное может быть опасным, — предупреждает начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Петр Николаенко. — Если бобер не больной, он не полезет к человеку, а скорее убежит от него. Но осторожность не помешает. Держитесь подальше от бобров и не подпускайте к ним детей.
По словам специалиста, если человек считает, что бобров слишком много и они как-то вредят (например, грызут деревья или строят плотины, из-за чего потом подтапливаются дома), он может написать заявление в районную администрацию. Чиновники направят к реке комиссию, которая проверит ситуацию и составит акт. Затем, в случае необходимости, бобров «изымут» — с разрешения Минприроды и Академии наук.
— Мы ничего не делаем без согласования с учеными, — уверяет специалист. — Регулировать популяцию разрешено осенью (после первого сентября) и зимой, так что сейчас никто этим заниматься не будет.
Весной бобры размножаются, и их много везде. В определённое время на них разрешено охотиться, но, понятно, что не в населенных пунктах. Выход из ситуации в городе — это изъятие бобров, а изъятие, как вы понимаете — это убийство. Бобров никто не заберет и никуда не отвезет.
Экологи объясняют, что чем ближе к городу — тем дальше от естественных врагов. Поскольку в городе нет волков, которые регулируют их численность в дикой природе, бобров становится больше, в том числе и в столице.
Бобров в Беларуси стало действительно много
Биолог Виталина Лобанова рассказывает, что за последние годы бобров в Беларуси стало действительно много. Также много ондатр, на которых бобры очень похожи. В советское время охота на грызунов была очень популярной, так как пользовались спросом бобровые шапки и «бобровая струя» — вещество из прианальных желез животного. Но после распада СССР интерес к бобрам у охотников поугас.
— Некоторые специалисты считают, что бобров надо частично ликвидировать, потому что они могут вредить сельскому и лесному хозяйствам, — рассказывает Лобанова. — Ты не скажешь бобрам, где строить плотины, а где нет. Они это делают как хотят, из-за чего иногда могут «вылетать» леса и даже изменяться русла рек. Поэтому — да, теоретически возможно, что некоторая регуляция численности популяции необходима.
Но, в общем, бобры не представляют особой опасности для человека. Правда, стоит иметь в виду: если вы будете ходить по плотине, то можете провалиться в какую-нибудь бобровую хатку или в нору. Наверное, это единственная проблема. Норы могут быть довольно длинными, поэтому есть вероятность сломать ногу.
Можно ли не убивать бобров?
— Исследования показывают, что бобровые плотины способствуют очищению рек, замедляют вымывание минералов из почвы и снижают донную и береговую эрозию, — продолжает Виталина Лобанова. — Так что присутствие бобров благотворно отражается на жизни многих обитателей леса, особенно — выхухолей, норок, выдр и водоплавающих птиц.
По словам специалистки, во многих странах Европы, где бобры могли бы жить очень комфортно, этих животных очень мало.
— При более благоприятной ситуации, беларусы могли бы предложить программу по реинтродукции бобров в страны ЕС. Увы, но сегодня, заниматься этим никто, скорее всего, не будет. Беларусам легче просто «регулировать» часть популяции.
Вдобавок, думаю, что процедура не из дешевых, как и любой проект реинтродукции. Теоретически предлагать можно, но пока ещё никто не просит, — резюмирует биолог.
Без бобров не было бы Березинского заповедника
Лобанова рассказывает, что история с бобрами в Беларуси довольно интересная. Из-за бесконечных войн в 20-е годы ХХ века бобры (как и многие другие виды животных) практически исчезли. Ученый Анатолий Федюшин отправился в экспедицию и нашел чуть ли не последнюю оставшуюся популяцию бобров в Беларуси.
На месте находки была организована природная охранная зона, которая впоследствии стала Березинским заповедником. Здесь речных бобров разводили и потом расселяли по всему Советскому союзу.
— Березинский заповедник стал первой природоохранной территорией в Беларуси, не считая Беловежской пущи, которая была охотничьими угодьями со времён великих князей литовских. Но официально на территории БССР это была первая природоохранная территория, которая появилась благодаря бобрам.