А изменилось только то, что Учебный центр по переподготовке авиаперсонала (по ул.Аэродромной в Минске) превратился в факультет МГВАК.
Нынешняя система авиационного образования в Беларуси представлена Минским государственным высшим авиационным колледжем и авиационным факультетом Военной академии.
Хотя к 2005 году была написана концепция подготовки авиационных специалистов и был проект указа о создании единого вуза, дело не сдвинулось с места. Причиной тому – несогласие Минфина. Позже, в 2007 году, когда группа преподавателей выступила с инициативным письмом о том, что нужно вернуться к этому вопросу, финансисты опять высказались отрицательно.
В этом году специалисты еще раз занялись активной проработкой данной идеи. На этот раз положение о создании на базе МГВАК Белорусской государственной академия авиации удалось внести в отраслевую Программу развития на 2011–2015 годы. В соответствии с Программой Академия должна быть создана в 2012 году.
Точка невозврата
Зачем Беларуси нужна авиационная академия, пояснил начальник МГВАК Александр Лапцевич:
«Создать вуз со статусом академии необходимо с точки зрения кадровой безопасности, подготовки авиационного персонала на новую, в том числе и зарубежную технику, которая приходит на смену советской.
Одно из требований иностранных производителей воздушных судов – преподавание на английском языке. Для преподавателей с учеными степенями и званиями в возрасте 60–70 лет это весьма проблематично.
Поэтому именно сейчас наиболее остро стоит проблема смены поколения профессорско-преподавательского состава авиационного профиля. Исторически сложилось, что в Беларуси авиационные кадры высшей квалификации для гражданской авиации никогда не готовились. Так как статус высшего колледжа в соответствии с законодательством не позволяет осуществлять подготовку магистрантов, а также аспирантов и докторантов, авиационное образование в республике становится бесперспективным».
Образно характеризуя ситуацию, начальник колледжа сказал:
«Мы уже выходим в точку невозврата. На авиационном сленге это означает выход воздушного судна в определенную точку, когда вернуться на аэродром уже невозможно, как правило, по причине нехватки топлива, и приходится катапультироваться. И если мы не примем должные меры по плановой замене ППС молодыми талантливыми кадрами, то остается еще 5–8 лет активной работы, и затем можно будет говорить о том, что колледж сам по себе прекратит свое существование как не соответствующий статусу высшего учебного заведения».
Минфин по-прежнему, ссылаясь на условия жесткой экономии бюджетных средств, придерживается ранее высказанной позиции о нецелесообразности создания учреждения образования «Белорусская государственная академия авиации».
В свою очередь авиаторы не сдаются и пытаются убедить противников преобразования колледжа в том, что придание учебному заведению статуса академии не потребует значительных дополнительных сумм к ежегодно выделяемым средствам. Подсчитано, что на создание Академии необходимо до 1,5 млрд рублей за 3 года.
К слову, финансирование колледжа крайне ограничено. Так, в 2011 году выделено на текущий ремонт 50 млн рублей, на служебные командировки – 140 тыс. рублей, на оплату услуг связи – 388 тыс. рублей. Для сравнения: из внебюджетных средств в текущем году израсходовано свыше 362 млн рублей на ремонт, 21 млн рублей – на служебные командировки и более 16 млн рублей – на оплату услуг связи. Кроме того, за счет собственных средств колледжа содержится 87 штатных единиц.
Источником внебюджетных финансов стало обучение на платной основе. Вуз пользуется большой популярностью: сюда приходят учиться даже на условиях оплаты, чтобы получить хорошую специальность инженера. У выпускников есть перспективы трудоустройства за рубежом, в частности, в России. Кроме того, сейчас в колледже обучается около 100 иностранных граждан. Экспорт образовательных услуг ежегодно приносит колледжу около 50 тыс. долларов. В целом доходы от внебюджетной деятельности составляют до 3 млрд рублей в год.
Войти в зону законодательства
Сейчас МГВАК «прижат» законом. Образовательная модель подготовки авиационных специалистов в колледже не соответствует статье 207, п.6 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», которая предполагает получение квалификации специалиста с высшим образованием на базе среднего специального.
В колледже с 2006 года осуществляется раздельный прием на уровни среднего специального образования и высшего. Если вернуться к модели высшего колледжа, то придется увеличить контрольный план набора с 60 до 140 человек для осуществления гарантированного набора на конкурсной основе на уровень высшего образования в количестве 80 человек. Таким образом, срок подготовки специалиста с высшим образованием увеличится с 5,5 года до 7 лет (3 года – получение среднего специального образования и 4 года – высшего).
Как отметил А.Лапцевич, четырехлетняя подготовка по уровню высшего образования приведет к рассогласованию образовательных стандартов и затруднениям для получения сертификата Межгосударственного авиационного комитета. Как следствие, это грозит непризнанием дипломов в СНГ. В настоящее время по срокам обучения, количеству и объемам учебных дисциплин образовательные стандарты и планы в колледже соответствуют требованиям Московского государственного технического университета гражданской авиации. Семилетний вариант авиационного образования будет менее привлекательным для потенциальных курсантов и более затратным для государства.
Также нецелесообразно отдать подготовку специалистов зарубежным вузам. Это и экономически невыгодно, и недопустимо для суверенного государства. Создание академии – единственный правильный путь, отвечающий реалиям времени. Скорейший выход на него даст перспективу развитию авиационного образования в республике, считает руководитель колледжа.
Анализ соответствия колледжа статусу академии показал, что по всем параметрам вуз может работать в новом статусе. Количество обучающихся – более 3 тысяч человек, состав ППС – 39%, что почти соответствует требуемой норме. Территория учебного заведения занимает более 17 га, есть два аэродрома, три учебных корпуса. Руководство вуза отлично понимает, что называться академией и стать академией – разные вещи. Название нужно наполнить достойным содержанием. Для этого в первую очередь необходимо выстроить научную вертикаль.
«Мне задают вопрос: где вы возьмете столько докторов, чтобы создать специализированный совет по защите кандидатских диссертаций? – рассказывает А.Лапцевич. – У нас прекрасные отношения с Военной академией, имеющей специализированный совет. Создав свою секцию при нем, что возможно, так как наши преподаватели являются членами совместного с Военной академией учебно-методического объединения, мы можем проводить защиту диссертаций и наших авиационных специалистов. Магистерский совет можем создать и сами. Необходимо только войти в зону законодательства, чтобы организовать магистратуру, научно-исследовательскую лабораторию. Среди наших курсантов есть талантливые романтики, которые своими руками создают технику и достойно представляют ее на международных выставках».
Пока не идет речь об объединении потенциалов авиационного факультета Военной академии и вновь созданной Академии авиации, как это было запланировано раньше концептуальной идеей. Такое слияние не исключено в рамках завершающего этапа формирования Академии и создания летной школы. Подготовка пилотов – весьма трудоемкий процесс. В настоящее время летчиков для гражданской авиации Беларуси в рамках межправительственных договоренностей готовят в Ульяновске. Хотя, если выпускаем высококвалифицированных военных летчиков, то, наверное, стоит подумать и о домашней подготовке гражданских пилотов. Вопрос тем более уместен потому, что от нынешней системы обучения пилотов россияне сами не в восторге.