С 8 ноября всех покупателей валюты в Беларуси поголовно поставят на специальный учет. Этот шаг, по мнению властей, поможет стабилизовать валютный рынок и выйти на единый курс рубля. В Беларуси есть все необходимые условия для процветания чёрного рынка валюты, поскольку бизнес вернется к "валютчикам", считает эксперт.
Доллары, евро и другие настоящие деньги за расчетные билеты белорусского Нацбанка можно будет купить только по паспорту. Данные клиента внесут в компьютерную базу и те, кто допущен к секретам, смогут отследить, сколько и когда он приобрел долларов. Это, по мнению чиновников, собьет ажиотажный спрос на иностранную валюту среди населения, пишет «Завтра твоей страны».
При этом власти обещают, что никто не станет ограничивать население по сумме покупаемой валюты и по ее целевому назначению. По словам заместителя председателя Нацбанка Николая Лузгина, простым гражданам будет хорошо, «ну, а если кто-то захочет отмыть значительные суммы своих нетрудовых доходов, то он призадумается, стоит ли ему идти в обменный пункт и регистрировать свои операции».
Председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Вадим Попов предсказывает, что новая система нанесет удар «по спекулянтам и тем, кто апеллирует большими суммами». Либо в его представлении это одно и то же, либо власть готовит очередной удар по богатым людям. Поскольку власти смогут без труда получить информацию о том, кто и сколько приобрел валюты, и контролировать доходы и расходы граждан.
"Если человек получает миллион, а валюты купил на два, могут начать искать неучтенные доходы, - приводит пример экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. – Люди будут бояться попасть на «крючок» - если продал выращенную картошку или кабана и закупил валюты сверх зарплаты, ведь могут попытаться взять налог с дохода".
А лимитировать продажу валюты можно и неофициально - например, путем создания ее искусственного дефицита в обменниках.
Эксперты констатируют: решением о продаже валюты по паспорту государство сводит на нет все прежние усилия по дедолларизации экономики и подстегивает развитие «теневого» сектора экономики. Инвалюта и без того легализована во многих сферах. Если ранее народ сберегал деньги в валюте и менял ее для каких-то покупок на белорусские рубли, то сейчас проще будет рассчитываться долларами и евро.
Валюта станет не только средством накопления, но и средством расчета. Даже тотально контролируя валютные операции, власть не сможет сократить объемы зарплат «в конвертах». Для этого нужно менять налоговую систему.
В Беларуси немало рядовых граждан, индивидуальных предпринимателей и бизнесменов и до этого с удовольствием пользовались услугами валютчиков. Сейчас их количество сильно вырастет, поскольку «светиться» в налоговой никто не хочет.
Оправдывая шаги по авторизации покупателей валюты, власти ссылаются на международный опыт. Если обратится к опыту соседей, то в Польше, Литве, Латвии и России валюту можно купить, продать и конвертировать совершенно свободно и в любых объемах.
До недавнего времени так было и в Украине, но с 23 сентября там, опередив Беларусь, уже ввели продажу валюты по паспорту. Мотив украинских властей тот же – борьба с отмыванием доходов, полученных нелегальным путем. Однако настоящая причина, как и у нас, - желание государства следить за доходами граждан.
Возможно, на такой шаг украинские власти подвигло также постоянное превышение покупки валюты гражданами над ее продажей. С начала этого года украинцы купили валюты на 7,83 млрд долларов больше, чем продали.
Украинский Нацбанк придумал уникальную процедуру - кассир получает паспорт, делает его ксерокопию, выписывает соответствующую справку при обмене валюты на гривны. В ней, кстати, отмечают, что клиент имеет право на обратный обмен в сумме, не превышающей данную.
По мнению экономиста Леонида Злотникова, недавнее введение продажи валюты по паспортам направлено на ограничение роста спроса на валюту.
"Аналогичная мера принята и в Украине, но там основная цель - ограничение работы мелких предпринимателей по "серым" схемам. В Беларуси нововведение направлено, скорее всего, на ограничение роста спроса на валюту", - считает собеседник "Салідарнасці".
"Наличие валюты в обменниках также зависит от поведения Нацбанка. Если он не будет препятствовать свободному формированию цены на валюту, то курсы доллара и евро будут повышаться, но валюту можно будет свободно приобрести. Для того, чтобы избежать появления черного рынка, как это было совсем недавно, государству как раз ничего не надо делать", - полагает Л.Злотников.
"Требование ввести регистрацию паспортных данных лиц, приобретающих валюту, которое озвучили в октябре, объяснялось опасением значительного спроса и желанием частично его сократить", - комментирует ситуацию эксперт bel.biz Владимир Артюгин ИА REGNUM.
По его мнению, нормализация ситуации на валютном рынке не должна ограничиваться лишь административным давлением и репрессиями силовых структур. Белорусский эксперт полагает, что "цель изменений в правила продажи валюты населению - заставить платить налоги тех, кто этого сейчас не делает".
"Высокие налоги вынуждали и вынуждают бизнес искать обходные пути. Работать через наличную валюту значительно выгоднее, один НДС (20%) чего стоит, а при продаже товара через наличные его нет, как и налогов с оборота. Поэтому проблемы в первую очередь возникнут у тех индивидуальных предпринимателей, чей неофициальный оборот составляет $10-50 тыс. в месяц: больший объем в этом сегменте встречается достаточно редко, а меньший можно конвертировать легально. Поэтому они вернутся назад к "валютчикам". За полгода "валютной диеты" каждый из них нашел один или несколько путей для решения своих проблем с покупкой-продажей валюты. После введения продажи валюты по паспортам таких "помощников" даже искать, как это было в марте-апреле, не придется. "Валютчики" будут покупать валюту по курсу выше банковского, оказывая давление на легальный рынок, который соответственно на эти объемы сократится", - сказал В.Артюгин.
Борьба с "валютчиками", "финкомпаниями", "лжепредпринимателями" и прочими порядком позабытыми со времен "горбачевской перестройки" явлениями порядком занимает силовые структуры Белоруссии, отражаясь в отчетности выявленных преступлений, но слабо влияя на нормализацию процессов в экономической жизни республики. "Конечно, государство в лице многочисленных правоохранительных структур с этим рынком борется, но борется со следствием, а не с причинами. Каждый год выявляется от нескольких сотен до тысячи таких лжепредпринимательских структур, но им на смену появляются новые. Спрос на эти услуги рождает предложение. Также происходит слияние проверяющих и проверяемых - дела о коррупции в правоохранительных органах постоянно мелькают в СМИ", - констатировал экономист.
"Бизнес в массе своей стремится работать легально, насколько позволяют условия. Свои пожелания он уже не раз доносил до правительства, но пока все остается без серьезных изменений. При этом чиновники вряд ли стремятся к созданию таких условий работы для бизнеса", - отметил В.Артюгин.
"Создание взаимовыгодных (для государства и бизнеса) условий требует тщательного расчета доли налоговой нагрузки, системной реформы процедур лицензирования и сертификации и, наконец, чиновники должны иметь временной запас в несколько лет для проведения в жизнь системных изменений, прежде чем будут получены реальные результаты. Для таких изменений необходимы штат профессионалов и достаточно большие ресурсы, которые можно получить или от приватизации, или в виде кредита под системные реформы", - сказал эксперт.
"Пока же можно констатировать, что мы движемся по той же дороге, по которой когда-то уже ходили: рост курса рубля в несколько раз за несколько месяцев, множественность курсов, выход на единый курс, отмена продажи валюты по паспортам", резюмирует В.Артюгин.