Импортеры медикаментов должны покупать валюту не по официальному курсу (5765 рублей за доллар) валюту, а по курсу дополнительной сессии (11 октября - 8220 рублей за доллар). Из-за этого иностранные лекарства могут подорожать на 43%.
Показательно, что постановление Нацбанка, которым внесены изменения в правила приобретения валюты на основной сессии, имеет гриф «ДСП» (для служебного пользования). Так и хочется задать вопрос: зачем здесь этот гриф? Чтобы больные белорусы не узнали о грядущем повышении цен на лекарства?
В связи с письмом, поступившим из Нацбанка, участники рынка уже стали менять условия продажи лекарств. К примеру, аптечная сеть «Планета здоровья», принадлежащая компании «Интерфармакс», с 11 октября перестала предоставлять скидки на лекарства постоянным клиентам.
Как сообщили Naviny.by в аптечной сети, на этот шаг пришлось пойти в связи с тем, что «у нас на все лекарства заложен курс 5000, а чтобы расплатиться за новую партию товара, нам предстоит покупать доллары по 8000».
Как пояснили участники и эксперты фармацевтического рынка, аптечные сети могут оказаться в больших убытках, если станут в сегодняшних условиях закупать инвалюту по курсу дополнительной сессии. Дело в том, что по действующим правилам (указ № 366 за 2005 год) отпускная цена на импортные лекарства должна определяться исходя из курса Нацбанка.
Таким образом, сложилась вот какая картина. Письмом № 32-16/1058 Нацбанк предлагает поставщикам лекарств закупать медикаменты по курсу допсессии (8220 рублей за доллар), а указ президента предписывает закладывать в отпускную стоимость продукции курс Нацбанка (5765 рублей за доллар). Очевидна, что такая схема реализации лекарств глубокоубыточна для импортеров.
Участники фармацевтического рынка констатируют, что им уже пришлось понести финансовые потери — в связи с девальвацией белорусского рубля.
«Товар, который у нас остается, мы можем переоценить один раз в месяц — по состоянию на первое число. В течение сентября официальный курс доллара вырос на 10%, но мы продолжали работать, заведомо зная, что мы эти 10% теряем», — говорит директор компании «Искамед» Сергей Шакутин.
Естественно, идти на большие потери поставщики лекарств не хотят, а ведь именно к этому их толкает законодательство. Повторимся, что согласно письму Нацбанка импортеры медикаментов должны покупать валюту по рыночному курсу, а закладывать в отпускную стоимость (согласно указу № 366) — официальный курс доллара.
«На сегодняшний день решение Нацбанком принято, а изменения в указ № 366 не внесены. Фактически, рынок парализован», — констатирует Сергей Шакутин. По его мнению, если ситуация не будет каким-то образом урегулирована, на внутреннем рынке может образоваться дефицит лекарств.
С другой стороны, если принятое Нацбанком решение не будет отменено, то ситуация может быть урегулирована только одним образом — путем установления свободного ценообразования на лекарства. Иными словами, импортеры лекарств должны иметь возможность закладывать в стоимость продукции тот курс, по которому они валюту покупают.
До сентября импортеры могли покупать валюту по официальному курсу, соответственно, и цены на лекарства формировались с учетом того, что доллар по Нацбанку стоил в районе 5000 рублей. Сейчас импортеров лекарств отправляют покупать валюту на дополнительной сессии, где доллар стоит более 8000 рублей. Как это может повлиять на стоимость лекарств? Вопрос риторический.
Понятно, что в случае подорожания покупательная способность населения еще больше снизится. Весенняя девальвации, отмечает Сергей Шакутин, уже привела к изменению потребительского поведения.
«Потребитель стал более избирательным, сегодня он покупает только те лекарства, которые ему нужны в первую очередь. Впрок потребители сегодня практически ничего не покупают. Исключение составляют лишь люди, которые страдают хроническими заболеваниями», — говорит Сергей Шакутин.
Впрочем, как отмечают эксперты фармрынка, даже в случае резкого подорожания люди будут продолжать покупать лекарства.
«Лекарства — это такой товар, спрос на который неэластичен. Человек пьет лекарства в связи с острой необходимостью, поэтому покупать их придется, даже если они подорожают», — отмечает аналитик исследовательской компании «Интелликс-М» Дмитрий Петрович.
С таким мнением сложно не согласится: спасая здоровье, людям приходится покупать лекарства даже по очень высокой цене. Другое дело, что купить даже дорогие лекарства можно только тогда, когда они есть в наличии.