И вот почему.
Правитель Беларуси в своем поздравлении народа Грузии с Днем Независимости заявил, что «духовная близость, чувство понимания, доброжелательность и искренность современных отношений помогут в ближайшее время возобновить полноценное взаимодействие двух стран по всем направлениям».
— Убежден, что политическая зрелость гражданского сообщества, жизненная мудрость и несгибаемая воля грузинского народа, а главное — заинтересованность в сохранении стабильности в нашем общем регионе с успехом преодолеют все существующие противоречия, — не пожалел комплиментов грузинам Лукашенко.
Возможно, это всего лишь календарно-протокольное поздравление, не рассчитанное на какой-либо практический отзыв. Но если такой расчет и был, лучше бы о нем забыть. И вот почему — объясним на нескольких примерах.
Во время недавнего визита в Азербайджан Лукашенко не скупился на лестные слова в адрес Ильхама Алиева. И не все они могли понравиться за пределами этого кавказского гопсударства.
— Слава богу, что здесь появился очень мощный, нормальный лидер в лице Азербайджана. Вы способны контролировать кавказский регион. Это уже не только ответственность за Азербайджан — вы уже в целом отвечаете за ситуацию на Кавказе, на что мы — те народы, которые не живут на Кавказе — очень надеемся. Это дополнительная нагрузка на вас, хотя и своих проблем хватает. Тем не менее никуда не денетесь: время выбрало вас, как у нас говорят, и вы несете ответственность за кавказский регион как лидер.
Вряд ли грузинский народ, наделенный жизненной мудростью и несгибаемой волей, придет в восторг от утверждения, что теперь над ним есть «нормальный лидер» в лице руководителя соседней страны, который «несет за них ответственность».
Кроме того, в Грузии хорошо запомнили оживление во взаимоотношениях между официальным Минском и фактически оккупированными Московией грузинскими территориями.
В сентябре 2022-го Лукашенко внезапно отправился в Абхазию, где встретился с «президентом» этой непризнанной республики Асланом Бжания.
Официоз тогда попытался выкрутиться из щекотливой ситуации, но вышло даже хуже. Сам визит назвали «посещением исторических мест северо-восточного побережья Черного моря», а Бжанию никак не назвали. Но в Тбилиси эти нюансы в качестве алиби не приняли.
В феврале 2023-го Бжания приехал в Минск. Грузия снова отреагировала остро, а Лукашенко в ответ на это изобразил «недоумение»:
— Неужели между людьми, между народами не может быть нормальных, теплых дружеских отношений? Может быть, эти, как я тогда говорил, отношения и послужат миру и дружбе между абхазским и грузинским народами.
А в конце 2023-го спикер беларусской «палаты» Владимир Андрейченко присутствовал на встрече с главами «парламентов» непризнанных Абхазии и Южной Осетии, организованной председателем Госдумы РФ. На ней, к слову, обсуждали «вопросы развития межпарламентского сотрудничества и социально-экономического взаимодействия Московии, Беларуси, Абхазии и Южной Осетии».
И напоследок. Многие из беларусов, которые после событий 2020-го оказались в Грузии, подтвердят, что репутация самого Лукашенко среди простых грузин резко упала.
Да, восприятие его роли до сих пор специфическое: его считали «нормальным лидером», который «не развалил колхозы» и «давал хорошие пенсии». Но после августа 2020-го он, по мнению жителей Грузии, словно взбесился. И то, что он сделал с собственным народом, простить нельзя.
Кирилл Иванов, «Салiдарнасць»