Как Пекин отреагирует на угрозу закрытия беларусско-польской границы.
Глава МИД Польши Радослав Сикорский на днях заявил, что рассматривается полное закрытие границы с Беларусью.
Позже в Китай отправился президент Польши Анджей Дуда. Он рассказал главе КНР Си Цзиньпину о гибридных атаках Лукашенко с использованием нелегалов.
Чувствительный ли это для Китая момент? Этот и другие вопросы сайт Charter97 задал политическому эксперту, руководителю украинского Центра военно-правовых исследований Aлександру Мусиенко:
— Чувствительный, ведь для Китая крайне важен транзит товаров, торговля, которая проходит через Беларусь.
Отмечу интересный момент, который касается визита Анджея Дуды в Китай. Ведь он большую часть поездки обсуждал торгово-экономические отношения и приглашение китайских инвесторов в Польшу.
Он, скажем так, открывает двери Китаю, но я почти уверен, что он попросил Си Цзиньпина повлиять на Лукашенко. Ведь у Си есть достаточно серьезные инструменты влияния на беларусского диктатора. Дуда попросил повлиять для того, чтобы снять напряжение с нелегальными мигрантами, которых Лукашенко пытается забрасывать в Польшу, создавая кризис на границе с ЕС.
Если же нет, то Польша закроет все погранпереходы, что отразится на движении товаров, логистике и так далее. Поэтому у Китая есть поводы повлиять на Лукашенко, чтобы он остановил этот поток.
— За кризисом на границе стоит не только Лукашенко , но и Москва. Будет ли Китай давить на Путина?
— Да, присутствует и московитский фактор. Путину выгодно происходящее. К слову, вот еще один интересный момент: раньше Лукашенко гордился тем, что может лично полететь в Китай, встретиться с Си, договориться о чем-то без Московии.
А как он сейчас будет действовать? Если он скажет, мол, хорошо, мы прекращаем потоки мигрантов, то это будет означать, что он принимает предложение от Китая в обход РФ. Что, естественно, не понравится Московии и создаст определенный кризис в отношениях Беларуси и Московии. Сейчас очень интересно наблюдать, как будут развиваться события в этой тройке.
В дальнейшем отношения будет выстраивать Китай. Как мне кажется, Китай может попробовать, скажем, слегка наказать Московию за ту автономию, которую допускал Путин.
— Что вы имеете в виду?
— Путин фактически сам поехал в Ханой, столицу Вьетнама. Обсуждал там определенные вопросы, думаю, что без согласования с Китаем. Поэтому Си решит преподать урок Кремлю, мол, не стоит так делать, иначе мы будет выстраивать отношения с Беларусью в обход Москвы.
— Какие есть инструменты давления у Китая на Лукашенко и Путина?
— В первую очередь — экономические. Для Лукашенко Китай — это и торгово-экономические отношения, и передача вооружений, технологий для поддержки его экономики. Это достаточно важный игрок.
Для Московия же это и политический фактор. Единственная политическая поддержка Кремля от большого гопсударства — это Китай. Вот вам и увесистый инструмент влияния.
Другое дело, что это все до поры до времени. Думаю, что Китай в определенный момент поймет тщетность своих попыток, что Путин в любой ситуации может «кинуть». Мы уже видели вояжи Путина в Северную Корею, Вьетнам и так далее. Поиски какой-то поддержи от «глобального Юга» в обход Китая со стороны РФ. Не думаю, что это всем нравится в КНР. Все это до поры до времени.