За два дня до объявленного властями выхода на единый равновесный курс национальная валюта продолжает укрепляться.
По итогам сегодняшних торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже рубль вырос на 100 пунктов, нынешний курс - 8890 рублей за доллар. В обменных пунктах американские деньги можно продать в промежутке 8300-8500 рублей - существенная разница против 9200 на прошлой неделе, сообщает «Радыё Свабода».
Заместитель председателя правления Национального банка Тарас Надольный выражает уверенность: выход на единый курс положительно скажется на всех сферах белорусского экономики:
«После объединения официальной торговой сессии и дополнительной в единую возникнет дополнительное предложение на рынке. Оно будет продиктовано прежде всего экспортерами, которые сегодня придерживают валюту. В связи с курсовой разницей между официальным курсом и рыночным экспортеры должны оплачивать дополнительный налог с доходов. И как только эти два значения курсов будут сведены к одному, соответственно, необходимость уплаты налога исчезает, что будет стимулировать экспортера к приходу на сессию. Ну и не надо забывать, что обязательная продажа также переместится на единую торговую сессию, что также будет способствовать росту предложения», - сказал Надольный.
Эксперты отмечают, что власти чрезвычайно поздно спохватились в деле выхода на единый курс - только через семь месяцев после потери контроля над финансовыми процессами. Такая неспешность, по мнению аналитика исследовательской группы BusinessForecast.by Александра Мухи, угрожает экономике очередной девальвацией, размер которой может быть сопоставим с майской:
«Унификация обменного курса, безусловно, приведет к обострению инфляционных и девальвационных рисков - об этом нужно говорить открыто. В целом среднесрочное укрепление белорусского рубля к основным иностранным валютам выглядит маловероятным, так как на самом деле очевидно: унификация обменного курса произойдет ценой резкой девальвации официального курса Нацбанка. Даже по состоянию на 17 октября (сегодня пока не подсчитал) спрэд между официальным курсом белорусского рубля к доллару США в 5725 и курсом дополнительной торговой сессии в 8990 составил 57%. Что практически сопоставимо с первоначальным значением, установленным 14 сентября. И очевидно, что эта разница будет покрываться за счет резкой, в сущности, одномоментной девальвации официального курса. Другими словами, в ближайшие дни нам можно ожидать девальвации официального курса Нацбанка сразу где-то на 55-60% - в зависимости от того, какой курс будет официальный, какой курс рыночный. Но в любом случае эти цифры будут где-то сопоставимы в пределах 55-60%», - считает эксперт.
На каком уровне зафиксируется новый равновесный курс белорусского рубля - эксперты прогнозировать не спешат. Но подавляющее большинство сходится во мнении, что по крайней мере в ближайшее время рубль будет укрепляться. И, как считает экономист Владимир Карягин, не только благодаря административному вмешательству:
«Ну так это ж вообще хорошо! Реалии свидетельствуют, что так и должно быть. И надо понять, что работает не только административный ресурс. Ведь если смотреть объективно, первая половина года всегда реально депрессивная в нашей экономике, прежде всего из- за того, что она депрессивная у нашего российского партнера. Но сейчас - сбор урожая, окончательный выход из отпускного сезона, что способствует наибольшей производительности труда предприятий, и т.д. Опять же, расчет по налогам. Естественно, что большая уверенность присутствует у всех сферах, в том числе в финансовой. Конечно же, осень несравнима с весенним периодом. Это намного более продуктивный с экономической точки зрения период», - считает Карягин.
Попытаются ли финансовые власти максимально укрепить рубль при помощи интервенции? Экономический обозреватель Дмитрий Заяц ставит такую возможность под сомнение. По его словам, Нацбанк сейчас связан существенными обязательствами перед партнерами, поэтому разбрасываться деньгами не будет:
«Нацбанк, конечно, сейчас может продать свою валюту на дополнительную сессию, но где потом ее найдешь и как рассчитываться с коммерческими банками? Суть своповских контрактов раз в том, что Нацбанк давал рубли коммерческим банкам для подкрепления ликвидности, и в то же время банки передавали Нацбанку валютные депозиты. На определенный момент это было выгодно обеим сторонам: Нацбанк увеличивал таким образом свои золотовалютные резервы (стоимостью валюты коммерческих банков), а последние брали у него рубли, чтобы выдавать кредиты - то есть делать бизнес. Еще в 2010-м это всем было выгодно. Теперь же сложилась ситуация, что, помимо всего прочего, есть еще этот фактор - большие обязательства Нацбанка перед коммерческими банками. Поэтому Нацбанк, не видя большой перспективы в плане получения живых денег, теперь вообще боится разбрасываться теми небольшими ресурсами, которые у него есть», - считает эксперт.
В соответствии с совместным решением Совета министров и Нацбанка, начиная с 20 октября, торги на Белорусской валютно-фондовой бирже будут проходить в рамках одной сессии. Причем основная торговая сессия с заниженной курсом Нацбанка будет ликвидирована, а все операции будут осуществляться на площадке нынешней дополнительной сессии.