Сегодня, 20 октября, в Беларуси курс доллара станет единым. Многие эксперты предсказывают его перманентное падение.
Однако, что ожидать от доллара в ближайшей перспективе?
Об этом «Ежедневник» поинтересовался у бывшего премьер-министра Беларуси Михаила Чигиря.
- Как вы относитесь к единому курсу? Будут ли предприниматься меры его административного регулирования?
- Другого варианта нет. Можно мучатся, можно тянуть и откладывать, но все равно должен быть единый курс. Для того, чтобы пользоваться нерыночными методами, необходимо иметь запас валюты, с помощью которого поддерживать более высокий курс белорусского рубля. А где эту валюту брать?
- Как вы считаете, полгода существования низкого официального курса доллара в Беларуси и наличие других курсов – это было осмысленное решение?
- Никаких абсолютно оснований для того, чтобы иметь хотя бы два курса не было. Во-первых, это очень большие возможности для спекуляций, во-вторых, это экономически нецелесообразно, а в-третьих, мировая экономическая общественность, в частности, МВФ такие шаги не приветствует. То есть это был бессмысленный поступок.
- Александр Лукашенко говорит, что курс доллара в Беларуси рухнет. Насколько вы с таким прогнозом согласны?
- Как говорят, дай, Божа, нашаму цялятку воўка зъесцi! И я за то, чтобы курс доллара упал. Но он же, гад, не упадет. Скорее всего, будет поступательный рост. Для того, чтобы происходило падение курса доллара по отношению к белорусской денежной единице, надо иметь мощный экспортный потенциал, который бы превышал импорт. А если экспорт меньше импорта, то и падения курса доллара не будет.
- Но ведь официальная статистика регистрирует сокращение дефицита торгового баланса…
- Регистрируется сокращение дефицита за счет чего? Оголили внутренний рынок и все бросили на внешний рынок. На какой-то период за счет таких действий на самом деле улучшение ситуации фиксируется. Но это же не за счет расширения экспортных возможностей, появления новых предприятий, выпуска новой продукции. А выбросили на внешний рынок больше продовольствия. В результате меньше продовольствия стало на внутреннем рынке. Но так же долго продолжаться не может.
- Глава государства также заявил, что не видит основания для роста цен. А вы такие основания видите?
- То, что происходит с ценами – вообще абсурд. У нас же сейчас импортные товары зачастую продаются, в которых заложен курс доллара 15 тысяч белорусских рублей. Есть товары, которые в 5-6 раз стали дороже. А почему такое происходит? Потому что предприниматели не верят, что курс доллара остановится на 8-9 тысячах белорусских рублей. Вот они на всякий случай и закладывают в цену товаров такой абсурдный курс. А людям ничего не остается делать, как покупать вещи по такой сумасшедшей цене.
Реальная ситуация в экономике зависит от многих составляющих, например, от паники. Вот это неверие и недоверие в возможности белорусской экономики играет свою роль. Вроде и не должен белорусский рубль падать, но поскольку, прежде всего, импортеры настроены, что он упадет, в определенной степени это и подталкивает рубль к падению.
- А вы сами, как считаете, какой курс доллара будет после 20 октября?
- На дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи этот курс в последнее время был около 9 тысяч рублей. Думаю, в районе 9 тысяч он в ближайшее время и останется.