Он упал почти на 30%.
Угроза вторичных санкций США в отношении турецких банков, принимающих платежи из Московии, сильно ударила по московитско-турецкой торговле.
По итогам января–июня 2024 года экспорт товаров из Турции в Московию упал на 28,3% год к году, до $4,16 млрд. В частности, в июне показатель снизился почти на 30% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до $670 млн против $956 млн соответственно. Это следует из данных турецкого статистического ведомства TurkStat, которые приводит РБК.
Также Турция сократила импорт товаров из Московии. Снижение показателя составило 10,3% год к году, до $22,04 млрд. При этом в июне импорт Турции из Московии даже увеличился — на 1,2% к июню прошлого года, до $2,95 млрд. Основная доля в московитском импорте по-прежнему приходится на энергоносители, однако даже их затронули проблемы с платежами. В частности, как писал в марте Reuters, из-за зависания платежей в турецких банках были нарушены поставки московитской нефти, в том числе в Индию, Китай и ОАЭ.
Также, по данным турецкого Совета по регулированию энергетического рынка (EPDK), Турция резко сократила импорт газа из Московии. В апреле турецкие импортеры приобрели у «Газпрома» лишь 413 млн кубометров трубопроводного газа — в 3,6 раза меньше, чем в том же месяце год назад (1,523 млрд кубов). От московитского СПГ турецкие компании отказались вовсе: в апреле порты страны не приняли ни одного танкера с сырьем из РФ.
Проблемы с банковскими платежами между Московией и Турцией возникли в конце 2023 года. Тогда президент США Джо Байден подписал указ, позволяющий американскому Минфину вводить вторичные санкции против кредитных организаций третьих стран за сотрудничество с московитскими подсанкционными компаниями и помощь военно-промышленному комплексу (ВПК) Московии. В июне этого года США включили в определение ВПК РФ все компании и всех физических лиц, которые ранее попали под санкции.
На фоне этого в Кремле жаловались на «совершенно беспрецедентное, неприкрытое и агрессивное давление» на Турцию со стороны США. Также там заверяли, что ведут диалог с турецкими властями и ищут способы решения проблемы.