Все-таки Владимир Владимирович оказался человеком чрезвычайно злопамятным.
Добровольно-принудительного ухода Лукашенко на вторые роли, его морального слома, отступления с роли ведущего на роль ведомого Путину оказалось мало.
Я внимательно почитала полную стенограмму комментария будущего президента России, который он дал по просьбе журналистов статье Лукашенко в газете «Известия». Из стенограммы следует, что Путин так неудачно похвалил Александра Григорьевича, что выглядело это как публичное унижение.
«Читал. Понравилось. Лукашенко правильно показал преимущества для экономик. Он правильно отметил, что эти планы не есть политическая конъюнктура. Верно говорит, что все равноправны и работать надо не за страх, а за совесть... Кстати, мне тут случайно Миллер позвонил. Так вот, я рад, что Беларусь и «Газпром» удивительным образом именно сейчас договорились. Но вот про цены на газ для Беларуси сказать пока не могу, тут еще считать надо. А вообще, особенно меня порадовали некоторые трансформации мировоззрения Александра Григорьевича. Я знаю его как убежденного атеиста. А тут он на Библию ссылается... Это, на мой взгляд, очень хороший, позитивный момент...»
Вот в кратком изложении комментарий Путина.
То есть: Лукашенко не стал выкореживаться, публично признал, что Беларуси никто не выкручивает руки, поклялся на верность Евразийскому союзу - и сразу договорились по газу. Дальше будут понятливость и послушание -- будут адекватные цены. Поклялся на Библии -- Путин доволен, что человек меняется, что он одумался...
Даже как-то неловко быть свидетелем такой похвалы, помыться хочется.
Хотя если исходить из интересов сегодняшнего дня, то с экономической точки зрения Евразийский союз для Беларуси, безусловно, выгодный проект. Даже без ориентировки на внутрироссийские цены на нефть и газ он открывает для нашей страны большие нетребовательные рынки. Но когда речь идет о российском «зонтике» и о «зонтике» западном, всегда надо держать в уме две Кореи -- Северную и Южную. Южной, как известно, помогали США, Северной -- Советский Союз. Щедро спонсировали обе. Но что в итоге вышло? Абсолютно равными были стартовые возможности. Одна география, одна культура, одни мозги -- один народ. Но сегодня мы имеем нищий и голодный Пхеньян и сытый, яркий Сеул. Потому что деньги -- это мало, они легко проедаются. Помимо денег, нужны передовые технологии, открытый мировой рынок, нужно, чтобы твои товары покупали не из жалости или политической благотворительности.
Россия не способна дать передовые технологии, потому что сама безнадежно отстала, отказалась от модернизации, сделала ставку на сырьевую составляющую в экономике. То есть в перспективе Евразийский союз для несырьевой Беларуси -- это большая ловушка. А вот для Казахстана - другое дело. Там есть нефть, газ, металлы всякие. В сговоре с Россией и в союзе с Россией они могут затеять выгодную игру на мировых рынках. Но мы-то будем только наблюдать за выгодами от этой игры.
Иное дело -- политический аспект. Угрозы суверенитету Беларуси в многостороннем союзе становятся значительно меньше, чем в двустороннем российско-белорусском Союзном государстве. Потому что элиты одной страны могут сойти с ума и сдать суверенитет. Но элиты сразу нескольких стран наверняка будут активно этому сопротивляться. И тут России будет значительно сложнее давить и собирать под свое крыло «былую империю» не по одному, а всех скопом.
Зато с политической точки зрения Евразийский союз, да и все последние российские интеграционные инициативы, это персонально для белорусского президента куда более коварный крючок, чем для Беларуси. Ведь когда переговариваются двое в рамках Союзного государства: я -- за, ты -- против, покричали, обиделись, но говорим дальше. А вот тройственный (и более) союз -- это уже иная история, другой расклад и более сложные сценарии.
Сегодня Беларусь и Казахстан радуются своим мелким победам на переговорах с россиянами в рамках Таможенного союза. Мол, мы договорились и что-то там отстояли, заблокировали. Например, на какое-то время оттянули введение российских размеров пошлин на легковые автомобили. Сумели. Можем. Двое против одного. Работает! Это гордо, обнадеживающе и радостно.
Но почему-то кажется, что Путин недолго будет терпеть такие игры. Все документы подписали, поразвлекались с «особым мнением», потешили амбиции -- и достаточно.
Как несложно догадаться, Россия создает все эти союзы не для того, чтобы у маленьких, но гордых стран была возможность отстаивать свои интересы. Просто для защиты собственных интересов России сначала надо создать такой союз, а потом получить в нем численное и моральное преимущество. По этой схеме при переговорах «на троих» и тем более -- на четверых (если присоединяется Кыргызстан) рядом с президентом России должна восседать важная марионетка с правом голоса. В пиджаке-галстуке, со всеми атрибутами независимой власти -- гербом, флагом и ручкой для подписи документов. Но которая при всем при этом просто пересказывает своими словами ровно то, что уже изрек «большой вождь».
Вот давайте угадаем с первого раза, кого - Лукашенко или Назарбаева -- все это время дрессируют под роль марионетки?
Александр Григорьевич Лукашенко своей статьей в «Известиях» показал, что процесс идет успешно. А Путин его похвалил. С намеком...
Светлана Калинкина, «Народная воля»