Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Унифицированный курс: последствия выхода

Унифицированный курс: последствия выхода Действия правительства и Нацбанка по унификации обменных курсов на уровне рыночного эксперты оценивают по-разному. В любом случае, несмотря на все минусы, признание реалий есть плюс. Теперь можно начинать оздоравливать экономику и шаг за шагом укреплять национальную валюту.  Во второй день торгов на единой сессии Белорусской валютно-фондовой биржи курс доллара cнизился на 20 рублей до уровня 8660 рублей. Напомним, что по итогам торгов в первый день единый курс белорусского рубля по отношению к доллару США был установлен на уровне Br8680 за $1.
 
Объем торгов 21 октября составил 17,198 млн долларов (предварительные заявки на продажу – 17,271 млн, на покупку – 14,800 млн).
 
Российский рубль подешевел на 1 рубль до 276 рублей (предварительные заявки на продажу – 687,261 млн, на покупку – 320,137 млн, объем торгов – 687,190 млн), курс евро остался неизменным – 11 900 рублей (предварительные заявки на продажу – 40,751 млн, на покупку – 39,486 млн, объем торгов – 39,486 млн).

При этом первоначальный спрос на валюту ниже предложения. Рост объема предложения валюты произошел за счет перевода на единую сессию обязательной продажи.

В ближайшее время Нацбанк ожидает дальнейшее увеличение предложения иностранной валюты, так как устраняются два основных фактора, препятствовавших этому, - необходимость продажи части валютной выручки по курсу ниже рыночного и налогообложение разницы между рыночным курсом и официальным.

Напомним, что накануне, отвечая на вопросы журналистов о том, почему к единому курсу белорусского рубля нельзя было прийти ранее, руководитель Нацбанка отметила, что в стране психологически к этому не были готовы. "Начиная с апреля, много было выдано эмиссионных кредитов, а после принятия решения по выходу на единый курс и ужесточению денежно-кредитной политики, эмиссия Нацбанка была остановлена", — цитируют Надежду Ермакову СМИ. 

Она также рассказала, в каких случаях Нацбанк будет проводить интервенции и каким образом планирует поддерживать национальную валюту: "Мы можем оперировать теми валютными запасами, которые мы будем сами нарабатывать". Она отметила, что речь идет о тех средствах, которые Беларусь планирует получить за продажу акций «Белтрансгаза», а также о кредите Сбербанка и кредите из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. На решение этих вопросов будет направлена и инвалюта, которую население сдает банкам. "За прошлый год 220 млн. долларов население забрало на автомобили. С 14 сентября нынешнего года и по вчерашний день 386 млн. долларов на чистой основе население продало банкам", - сообщила она. 

Все эти поступления позволят поддерживать национальную валюту. «Если сравнить поступления валюты в страну и ее уход из страны, то с учетом возврата дебиторской задолженности мы видим, что до конца года нам не потребуется залезать в ЗВР», — отметила Надежда Ермакова. Вместе с тем она не исключила возможности использования золотовалютных ресурсов, если в этом будет необходимость, в том числе вызванная ситуацией на мировых рынках. "В этом случае не запрещается взять из ЗВР средства на поддержание национальной валюты", — резюмировала руководитель Нацбанка.

В комментариях государственному агентству БелТА экспортеры, участники торгов и эксперты положительно оценивают действия правительства и Нацбанка по унификации обменных курсов на уровне рыночного курса.

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец отметил, что эта мера хоть и болезненная, но крайне необходимая, "неизбежный и правильный шаг, каким бы тяжелым он не казался". При этом председатель ассоциации подчеркнул, что само по себе соединение курсов не является таким уж значимым фактом, но оно создает предпосылки для развития экономики страны и преодоления трудностей. 

Финансовый аналитик Сергей Чалый считает, что единый курс призван стабилизировать ожидания экономических игроков, а также сбалансировать потоки экспорта и импорта, то есть фактически решить вопрос отрицательного сальдо рыночным способом. Положительным моментом он назвал и то, что этот курс не потребует расходования золотовалютных резервов.

Агентство БелаПАН также обратилось к экспертам в области экономики и финансов с просьбой прокомментировать выход на единый курс белорусского рубля и социально-экономические последствия этого решения.

Выход на единый курс был неизбежен, но белорусские власти выбрали для этого самый долгий, самый трудный, самый болезненный путь. Выход на единый курс произошел в самый неблагоприятный для страны момент. Такую точку зрения высказал руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

"Поскольку только начался отопительный сезон, очень большую роль играют тарифы на жилищно-коммунальные услуги. А на основной сессии валюта приобреталась как раз для оплаты энергоносителей. Поскольку курс доллара вырос, соответственно подорожают энергоносители, подорожает газ, как следствие — подорожают отопление, продукты питания, подорожает практически все", — отметил С.Балыкин.

По его мнению, курс валюты — это индикатор процессов, происходящих в экономике государства. "Он так же, как температура человека, показатель неких процессов, происходящих в его организме. Нельзя прогнозировать, какова будет температура, но, анализируя температуру, мы можем сказать, какие процессы происходят в организме. К сожалению, белорусские власти пытаются бороться не с болезнью, а с симптомами. Они сбивают эту температуру, загоняя болезнь внутрь", — резюмировал эксперт.

Экс-глава Национального банка профессор Станислав Богданкевич оценивает выход на единый курс белорусского рубля в целом положительно для оздоровления экономики страны.

"Это фактически признание наличия глубинного системного кризиса в стране. Ведь нельзя не признать, если обвал курса произошел с 3.000 до 8.600, то есть почти в три раза. Наряду с обвалом цен на потребительском рынке это — второй показатель глубинного кризиса. Для того чтобы лечить экономику, надо сначала признать, что есть болезнь, поставить диагноз. Диагноз уже есть — можно начинать оздоравливать экономику, пытаться стабилизировать курс, шаг за шагом укреплять национальную валюту. Поэтому, несмотря на все минусы, признание реалий есть плюс", — подчеркнул С.Богданкевич.

На вопрос, сохраняется ли возможность еще одной девальвации, профессор ответил утвердительно. "Я бы сказал, девальвация будет "ползучая". Если только власти не сумеют остановить рост рублевой денежной массы. За третий квартал этого года задолженность экономики коммерческим банкам выросла на 9 триллионов рублей. Это огромный рост - дальше его не должно быть", - убежден С.Богданкевич. 

По его мнению, необходимо ограничить кредитование госпроектов не первой необходимости, сократить расходы госбюджета и одновременно активизировать работу внутринационального рынка. "Нужно ограничить рост экспорта. Мы готовы "вымести" все на потребительском рынке во имя экспорта. Это вредит экономике в целом. Надо экспортировать то, что нам не нужно, а не оголять потребительский рынок мяса, молока и т.д.", - считает экс-глава Нацбанка.


Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]