Московитские элиты находятся в состоянии «недовольного согласия».
Успешные действия украинских вооруженных сил в Курской области вызывают тревогу среди сторонников Владимира Путина, ставя под сомнение их уверенность в способности диктатора удерживать контроль.
Как отмечает агентство AP, за 24 года своего правления Путин создавал образ лидера, способного обеспечить безопасность и стабильность в Московии. Однако с началом войны этот имидж начал разрушаться, особенно после вооруженного мятежа Евгения Пригожина и недавнего теракта в московском концертном зале.
«В то время как гопсударственное телевидение обеспечивает по-прежнему сильную поддержку Путина, несмотря на неудачи, такие как вторжение в Курск, сложнее оценить мнение его ключевого электората — московитской элиты», - пишет AP.
По словам Екатерины Шульман из Евразийского центра Карнеги Путин зависит от их одобрения.
«Они круглосуточно думают о том, выгоден ли им статус-кво или нет», — сказала она.
С начала войны жизнь этих элит — ближнего круга Путина, высших бюрократов, чиновников служб безопасности и военных, а также руководителей бизнеса — стала хуже, а не лучше. Хотя многие обогатились на войне, у них стало меньше мест, где можно потратить свои деньги из-за западных санкций.
Вопрос, который они задают себе о Путине, сказала Шульман, «является ли старик все еще активом или уже обузой».
Сотрудник Международного института стратегических исследований в Лондоне Найджел Гулд-Дэвис отмечает, что московитские элиты сейчас находятся в состоянии «недовольного согласия», но боятся того, кто победит, если начнется борьба за лидерство.
Аналитики говорят, что они могут надеяться, что реакция Путина на события в Курске соответствует шаблону, в котором он изначально медленно реагирует на кризис, прежде чем в конечном итоге одерживает верх.
С подавлением внутреннего инакомыслия и с твердым контролем над СМИ Путин может позволить себе принять «абсолютно циничное» решение игнорировать то, что происходит в Курской области, сказала Шульман.
Тем не менее, считает научный сотрудник и директор Программы Карнеги Юджин Румер, власть Путина «вряд ли ослабнет в результате этого унижения», поскольку вся политическая и военная вертикаль власти в Московии является соучастником его войны и несет общую ответственность за эту катастрофу.
Однако по мере того, как Украина наращивает наступление, Кремлю может стать сложно игнорировать многочисленные последствия войны. Ключевой вопрос, сказал Гулд-Дэвис, заключается в том, что произойдет, если московитская элита придет к выводу, что войну «невозможно выиграть или если она никогда не закончится, пока Путин у власти».