У политзаключенной есть польские корни.
Одно из крупнейших польских изданий «Rzeczpospolita» пишет о политзаключенной активистке гражданской кампании «Европейская Беларусь» Полине Шарендо-Панасюк. Накануне ее муж Андрей Шарендо рассказал об ухудшающимся здоровье жены:
— В последний раз он видел свою жену в январе 2021 года, тогда она была арестована силовиками. Он тоже должен был попасть в лагерь, но с двумя детьми бежал в Литву. Несколько дней он бежал от диктатуры через леса и болота.
Это известная оппозиционная семья из Бреста, много лет входившая в гражданскую кампанию «Европейская Беларусь». Они мечтали о другом будущем своей страны, без диктатуры, тюрем и пыток. Но судьба сложилась совсем иначе.
Спецслужбы начали их преследовать через несколько месяцев после подавления протестов в 2020 году. Полину в независимых СМИ называли «беларусской Жанной д’Арк», так как после ареста она не была сломлена и, стоя перед судом режима, произнесла в июне 2021 года речь, широко растиражированную свободными СМИ.
— Я знаю, что вы говорящая голова, сидящая в кресле. Все вынесенные здесь приговоры основаны не на силе закона, а на силе беззакония, — обратилась она в своем последнем слове к судье.
За свою позицию она дорого заплатила. Уже когда она была за решеткой, ее трижды судили по обвинению в «неподчинении администрации исправительной колонии», каждый год ей продлевали срок лишения свободы, несколько сотен дней она провела в карцере. Из тюрьмы приходила информация, что ее избивали. Уже несколько лет оппозиционерку держат в полной изоляции и лишают контакта с внешним миром.
В тюрьмах диктатора уже погибли несколько его противников. Многих оппозиционеров режим держит в полной изоляции, а их родственники опасаются за свою жизнь.
— Последнее письмо, которое я получил от жены, пришло в 2021 году. Уже больше года мы не можем передать ей посылку. В начале каждого месяца дежурные привозят ей тридцатикилограммовый мешок с гнилыми яблоками или морковью. И говорят, что она исчерпала весь месячный лимит посылок, — рассказывает муж Полины.
В марте политзаключенную показал пропагандистский канал «Беларусь-1». «Журналистка» показала ей записи пребывающих вместе с отцом в Литве детей. Со слезами на глазах Полина просила о возможности вернуться в семью, извинилась «за свои действия» и даже обратилась к диктатору с просьбой о помиловании.
На свободу она не вышла, хотя с тех пор Лукашенко амнистировал несколько десятков политзаключенных. Однако администрация исправительной колонии № 24 (Гомельская область) сообщила семье оппозиционера, что у Полины панкреатит. Кроме того, он снова должен предстать перед судом. И услышать еще один приговор.
Беларусский режим хочет избежать болезненных санкций Запада. Он предлагает освободить политических заключенных, но они должны попросить у Лукашенко помилования.
— Полина сегодня умирает в беларусской тюрьме. Недавно мы узнали, что ее здоровье резко ухудшилось. Ей нужна медицинская помощь, но она ее не получает. Эту информацию предоставили другие женщины, которые находятся в той же тюрьме. Мою жену медленно убивают. Диктатор мстит сильным и смелым женщинам, — говорит Андрей Шарендо.
По его словам, недавно спецслужбы Лукашенко пришли в дом его родителей. — Они сказали, что отпустят Полину, если я вернусь в Беларусь, и мы вместе выступим с просьбой о помиловании. Ранее уже случалась ситуация, когда люди верили службам, возвращались в Беларусь и попадали за решетку, – рассказывает он.
— У Полины есть польские корни. Много времени провела в Польше, там же закончила учебу. Я обращаюсь к польским властям за помощью, чтобы они также требовали от режима в Минске освобождения моей жены, так же как и освобождения Анджея Почобута, – рассказал он.