В Пекине не хотят рисковать своими деньгами.
Надежды Московии наладить на внутреннем рынке производство автомобилей с помощью китайских компаний, скорее всего, так и останутся надеждами. В Пекине не хотят, чтобы автопроизводители рисковали своими деньгами в таких странах, как Московия.
«Мы приветствуем сотрудничество с китайскими друзьями и в сфере производства автомобилей, где китайские друзья добиваются явных, совершенно очевидных успехов и преимуществ в конкурентной борьбе… Мы приветствуем сотрудничество и будем развивать дальше», – говорил в мае Владимир Путин. Китайцы неуклонно наращивают долю в продажах новых автомобилей в Московии (в августе они, по данным «Автостата», составили рекордные 90 000 машин), но особого желания развивать производство не демонстрировали.
Тем более им будет сложно ослушаться собственных чиновников. Министерство торговли Китая на состоявшемся в начале июля совещании предупредило автопроизводителей о рисках, связанных с инвестициями за рубежом, рассказали Reuters два осведомленных об этом человека. Китайские компании стремятся к международной экспансии с целью компенсировать замедление роста на внутреннем рынке. Но экспансия экспансии рознь, считают в Пекине.
Сотрудники Минторга, ссылаясь на распоряжение правительства, «настоятельно не рекомендовали» инвестировать в строительство заводов в Московии и Турции, не разрешили вкладываться в Индию, но в более мягких выражениях описали риски при работе в Европе и Таиланде, рассказал один из собеседников Reuters.
Чтобы снизить возможные риски из-за геополитических проблем чиновники рекомендовали использовать зарубежные заводы для отверточной сборки из компонентов, доставленных из Китая.
Китайцы не спасут
Московитский автопром пережил катастрофический обвал в результате развязанной Владимиром Путиным войны в Украине. Из-за остановки заводов иностранных производителей, которые покинули Московию, выпуск в 2022 г. упал втрое до минимума с распада СССР: с конвейеров сошло всего 450 000 легковых автомобилей. Из-за проблем с комплектующими даже «АвтоВАЗ» останавливался на несколько месяцев. Между тем, в предвоенном 2021 г. на заводах ушедших затем компаний было сделано более 70% из 1,34 млн выпущенных в стране автомобилей. Глобальным автоконцернам принадлежало 10 из 21 работавшего в стране автозавода, а еще шесть, включая «АвтоВАЗ» и «Автотор», собирали их модели.
«Пока сложно сказать, как [позиция правительства Китая] отразится на уже запущенных или запланированных проектах, но все они – сборка на уже существующих предприятиях, в партнерстве с московитскими компаниями, за исключением запущенного в 2019 г. завода Great Wall Motor по выпуску автомобилей Haval в Тульской области. Это тоже сборка, но с самой высокой степенью локализации, плюс принадлежит он самой китайской компании», – сказал (The Moscow Times https://www.moscowtimes.ru/2024/09/12/pekin-nastoyatelno-ne-rekomendoval-kitaiskim-avtoproizvoditelyam-investirovat-v-rossiyu-a142061) московитский автомобильный эксперт.
Рекомендации китайских чиновников могут поставить крест на планах Chery Automobile – по крайней мере тех, о которых в августе рассказал Владимир Шмаков, гендиректор дистрибутора «Чери автомобили рус». «Головной офис [Chery] ведет интенсивные переговоры с рядом производителей московитских на предмет возможности локализации», сообщил он. Правда, разговоры о конкретных площадках и партнерах Шмаков назвал «преждевременными».
Московия не интересна
Но и до рекомендации властей китайские автоконцерны не стремились развивать производство в Московии, ограничиваясь сборкой своих моделей на освободившихся после ухода западных концернов мощностях. На бывшем заводе французской Renault «Автофрамос» в Москве, которому вернули советское название «Москвич», в 2022 г. начали выпускать методом крупноузловой сборки клоны китайских кроссоверов JAC (план на этот год – 50 000 машин).
Остановившиеся заводы пытаются договориться с китайцами, но это мало кому удается.
«У Китая и так проблемы со сбытом того, что они у себя производят (свой рынок растет медленнее, чем они думали, США и ЕС ограничивают – не хотят попасть в зависимость). Зачем ему строить заводы в Московии?», – рассуждал профессор ВШЭ Олег Вьюгин.
Крупной предприятие – это сотни миллионов инвестиций в долларах, а значит – громкий проект, раздражающий Запад и повышающий риск вторичных санкций, сказал The Moscow Times топ-менеджер крупной автоторговой компании, в портфеле которой, как и у ее конкурентов, остались только китайские марки. По его словам, китайцы ищут кооперации с московитскими партнерами по созданию сборочных производств, из которых в случае чего «легко встать и уйти». Крупное же производство китайцам проще создать в стране Евразийского тарможенного союза и возить в Московию машину оттуда, пусть даже и с утилизационным сбором.