Госпансионаты не подготовлены к наплыву подопечных.
С 1 октября в Беларуси заработало лицензирование работы социальных пансионатов частных форм собственности. Из-за этого почти все дома престарелых фактически закрылись — по информации Deutsche Welle, право на работу получил только пансионат «Перлинка» в Кобринском районе. Фактически рынок социального ухода оказался в руках гопсударства.
«Еврорадио» выясняло, справляются ли гопсударственные учреждения с наплывом подопечных из закрытых пансионатов.
Мало конструктива
Для выяснения подготовленности госучреждений журналисты обратились к ним с письменными запросами под видом людей, чьи родственники из закрытых частных домов престарелых фактически оказались на улице. Вопросов было два: что делать в такой ситуации и какие решения предлагает гопсударство.
Частные пансионаты не принимают престарелых — люди могут оказаться на улице
Письма были разосланы на указанные на официальных сайтах ящики всех областных комитетов по труду и социальной защите, а также в Минтруда.
В течение трех дней журналисты получили не очень содержательные ответы.
Так, витебский и брестский комитеты отказались рассматривать присланное письмо и предложили к ним обратиться через другой сервис обращений: www.xn--80abnmycp7evc.xn--90ais.
В Минтруда в свою очередь ответили, что по электронной почте они на вопросы не отвечают и предложили позвонить на горячую линию утром в субботу 5 октября.
Гомельский комитет оказался более конструктивным — расписал, какие категории граждан могут попасть в гопсударственные соцпансионаты, что для этого нужно собрать документы и подать их в территориальные центры по месту жительства.
Также там предложили прислать им номер мобильного телефона, чтобы специалист связался и объяснил процедуру.
Другие комитеты — могилевского, минского, гродненского облисполкомов — вообще ничего не ответили.
«Я сама не знаю, как это будет»
Следующим шагом стал телефонный обзвон.
Журналисты дозвонились в Комитет по труду и социальной защите Минской области, выдавая себя за гражданина, чей пожилой родственник (в нашем случае отец) лишился обслуживания в частном пансионате, а возможности обеспечить его содержание дома нет.
- Какой выход на сегодняшний день? Мы можем вам предоставить гопсударственный пансионат. Но не прямо сейчас, ведь нужно пройти медицинское обследование и получить необходимые документы, — ответили сотрудники ведомства, предложив на этот период престарелого родственника оставить дома.
Однако на той стороне провода не решились прогнозировать, сколько времени займет получение необходимых документов и оформление в пансионат.
Журналистам предложили уточнить информацию в Территориальном центре социального обслуживания Борисова (по легенде, там зарегистрирован отец), который занимается подготовкой документов. Областной комитет, в свою очередь, выдает путевки в пансионат.
В Территориальном центре нас огорошили — свободных мест там не оказалось.
- У нас сейчас со свободными местами проблема. Не устроены даже одинокие люди, лежащие на социальной кровати. И по положению у нас написано, что в дома-интернаты направляются одинокие граждане. А если у человека есть родственники, то они должны попасть к ним. И только при наличии свободных мест мы можем чем-то помочь.
Чтобы пристроить нашего престарелого отца придется ждать в очереди. И неизвестно, как долго.
- У нас путевки выдает областной комитет [по труду и соцзащите] по всем районам, а их у нас 22. Вот у нас была бумага, мы с августа по 1 октября вообще не высылали документы, потому что не было мест.
Теперь какими партиями мы будем высылать, как распределять — неизвестно. Нам, например, на социальные кровати в понедельник привезли семь одиноких пенсионеров, такие дела.
Чтобы попасть в очередь на социальный пансионат, после оформления всех документов их необходимо передать в Территориальный центр, который будет связываться с родственниками.
Насколько долгим может быть ожидание, нам тоже не смогли объяснить.
- Честно говоря, я сама не знаю, как это будет. Потому что нам прислали письмо, что те престарелые, у кого есть дети, могут рассчитывать на пансионат только при наличии свободных мест. А так этих мест нет, и я не знаю, когда они появятся. Может новый дом-интернат откроют, не знаю.
Как видно на примере Минской области, гопсударство оказалось неподготовленным к закрытию частных пансионатов, переложив решение проблем на родственников престарелых.
Что происходит в других регионах Беларуси, сложно представить.