Теперь в Беларуси узаконят рейдерские захваты.
Лукашенко хочет, чтобы чиновники назначали руководителей частных предприятий, не принадлежащих гопсударству.
Зачем понадобилась эта мера? Об этом сайт Charter97 поговорил с политологом Анатолием Котовым:
— Эта мера говорит о двух вещах. Первое — в местных бюджетах совсем нет денег. Соответственно, нужно где-то их искать. Если раньше эти дыры в бюджете помогали латать внешние, даже не то что бы заимствования, а фактически безвозвратные субсидии, в первую очередь — от Московитской Федерации, то в этом году пока денег, на которые Лукашенко рассчитывал, он от Московии не получил.
Не из своего же кармана ему финансировать вертикаль и покрывать дефицит. Остается вариант залезть в карман к тем, у кого, как считает Лукашенко, деньги есть, то есть у частных предприятий. Гопсударственные в этом плане находятся вообще в полубанкротном состоянии, даже флагманы, которые раньше финансировали бюджет, в первую очередь — это нефтепереработка и калийка.
Вторая причина, почему такое решение продавливается, это, по сути дела, желание контролировать вообще все и вся. Последний оазис хоть какой-то независимости фактически уничтожается. Получается ситуация, что таким образом любой бизнес (фактически рейдерским захватом) очень легко перевести от одного собственника, одной команды управляющих — к другому.
Для этого даже не нужны никакие проверки или наезды со стороны каких-то контролирующих органов. Достаточно фактически одного росчерка пера председателя райисполкома, или исполкома как коллективного органа, и никому ничего не нужно объяснять. Мол, просто мы хотим, чтобы вашим бизнесом руководил другой человек. Но он будет заниматься не развитием бизнеса, а исключительно выполнением указаний местной вертикали власти.
Я вижу две причины: желание все контролировать и поиск денег, которые привели к такому абсурдному решению. И оно, скорее всего, будет выполнено, потому что хоть правительство пыталось возражать, но на совещании было четко указано, что правительство не право.
— Как это будет выглядеть на практике?
— Во-первых, для этого нужно принять какой-то нормативный правовой акт, указ или закон, который наделит председателя или районный исполком соответствующими полномочиями. А когда все будет принято — начнется веселье.
Получается, что формально председатели райисполкомов должны будут выдать какие-то решения о согласовании всех ранее назначенных директоров. Я не знаю, сколько частных субъектов хозяйствования в Беларуси, но это большой объем работы. Либо они должны будут ограничиться тем, что согласовывать вновь назначаемых и пройтись по отдельным, наиболее, скажем так, жирным кусочкам чужой собственности.
С одной стороны, такие меры нарушают самый главный принцип неприкосновенности частной собственности. С другой стороны, они создают очень серьезные предпосылки для коррупционной составляющей. То есть какая-то часть этих согласований явно будет проходить за взятки, лоббизм и так далее. Вводится фактически налох на собственника и директора за право управлять своим собственным бизнесом.
— Каких еще подобных решений можно ждать беларусам?
— Наверное, уже просто нечему удивляться. Гопсударство, которое построил беларусский режим, все более и более становится тоталитарным, где каждый человек с рождения уже должен этому гопсударству и должен быть благодарен за то, что гопсударство позволило ему родиться.