Белорусские чиновники годами хвалились, что едва ли не вручную руководят экономикой и «если что», народ не окажется один на один с проблемами.
Но вот пришло время, когда объективные законы экономики взяли верх. Почему чиновники так неэффективно проявили себя в кризис? Об этом пишет «Завтра твоей страны».
Пустые обещания
1. Первым Петр Прокопович зачем-то публично пообещал никогда не проводить одномоментную девальвацию рубля. Позже поправился -- пока он руководит Нацбанком.
Нацбанк объявил о девальвации белорусского рубля с 24 мая на 56,3%, когда Прокопович еще оставался его руководителем .
2. В начале апреля власти выпустили анонимную «утку», примитивно пытаясь успокоить граждан. ГосСМИ растиражировали новость, что равновесный курс установится уже через 1-2 недели.
Тогда же коллектив неизвестных авторов из госструктур впервые придумал причину кризиса -- «ажиотаж с автомобилями». При этом они не стали уточнять, что люди покупали машины на свои сбережения, не выводя доллары и евро из экономики.
3. Президент Александр Лукашенко 16 апреля пообещал «выровнять ситуацию по валюте сегодня-завтра-послезавтра». Тогда же руководители высших рангов порадовали народ новостью о том, что Россия пообещала нам 6 млрд долларов. Их так и не получили.
4. 12 мая Лукашенко опять заявил, что «мы спокойно забудем всякие валютные неурядицы», но уже через 1-2 месяца.
5. 27 мая белорусский президент категорически приказал остановить рост цен и обвинил в кризисе жителей Беларуси и зарубежные СМИ. В тот же день Минэкономики повысило отпускные цены на сахар на 40%.
6. 7 июня бензин подорожал в среднем на 30%, сигареты -- на 30-60%. В Минске автомобилисты провели акцию «Стоп-бензин». 8 июня Лукашенко пообещал повышать цену на автомобильное топливо только на 5% и раз в квартал. Цена росла гораздо чаще .
7. 17 июня белорусский президент сказал, что «в течение нескольких месяцев, даже без кредитов, мы с этой ситуацией справимся». Вскоре Антикризисный фонд ЕврАзЭС выделил Беларуси кредит.
Первый вице-премьер правительства Владимир Семашко примерно тогда же заявил, что к концу года зарплата повысится до 400 долларов. С 500 долларов в январе? Без комментариев.
8. Август. Видимо, без кредитов все-таки обойтись не получилось, так как в августе началась почти детективная история вокруг попытки одолжить у Сбербанка России 2 млрд долларов под залог 35% акций «Беларуськалия «. После самых разных заявлений на разном уровне все свелось к 1 млрд долларов под залог 51% акций «Нафтана». И те еще не получены.
9. 9 сентября замглавы Нацбанка Тарас Надольный заявил, что курс доллара в 5000 рублей «математически выверен и оправдан экономически» . И допсессия и события после допсессии явно разочаровали банковского руководителя.
10. 18 октября почти через пять месяцев после требования остановить инфляцию, Лукашенко заявил, что нельзя «зажимать» рост цен. Накануне введения единого курса он также уже привычно предсказал скорое обрушение курса доллара.
Вместо четкого плана действий власть заявляет, что валюта народу не нужна, а тот, кто ее имеет, «очень сильно потеряет» на долларе и евро.
Что помешало чиновникам проявить себя в кризис?
Экс-глава Нацбанка Беларуси, профессор Станислав Богданкевич уверен, что на первом этапе кризиса странное бездействие «денежной власти» было обусловлено некомпетентностью значительной части чиновников.
- Во власти слишком много безграмотных и бестолковых людей, - отмечает он. - Кроме того, Нацбанком (и тогда, и сейчас) руководят люди, неспособные предпринимать самостоятельные действия, отстаивать свою точку зрения на самом высшем уровне, даже если они понимают пагубность денежно-кредитной политики.
В то же время, по мнению экс-главы Нацбанка, часто складывается впечатление, что некоторые чины проводят вполне осознанную политику, максимально затягивая кризис.
- Кто-то на этом кризисе очень хорошо нажился. Иначе единый курс ввели бы еще весной, для чего были все возможности, а не сохраняли бы для определенных кругов дешевую валюту, -- считает эксперт.
Происходящее в Беларуси -- это провал всей предыдущей экономической политики, убежден руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
- В правительстве отсутствуют профессионалы, которые могут по сигналам внутреннего и внешних рынков оперативно принимать достаточно эффективные решения, - считает экономист. - Нынешняя ситуация - рукотворный процесс, который создан чиновниками, правительством, непонятной концепцией социально- ориентированной экономики, кредитованием населения под 1% на строительство жилья. Это не экономика, а примитивная субсидиарная система. Она рано или поздно должна была «пролететь».
По мнению эксперта, госпредприятия неизбежно будут испытывать проблемы, вызванные плохим управлением или свойственным промышленным гигантам «зазнайством».
- Консорциум директората и чиновничества представляет собой серьезную силу, -- отмечает Леонид Заико. - И не секрет, что большинство госпредприятий управляются неэффективно, и с приходом настоящего хозяина так называемые топ-менеджеры потеряют свои теплые места.
- Беларусь в экономическом отношении - дикая страна, где нужен только показатель выполнения плана. Чиновничье мышление (а оно является типичным для командной экономики) - главная опасность для страны, -- резюмирует известный экономист Леонид Злотников.