По отношению к репрессиям в Беларуси Евросоюз должен занять четкую и принципиальную позицию требуя немедленного освобождения Алеся Беляцкого и всех политических заключенных, "также как и необратимых демократических изменений, чтобы более не оказываться одной из сторон столь постыдного по своей сути торга".
Об этом заявили в своем обращении лидеры международной общественности на страницах влиятельного французского издания Le Monde, в рубрике «Трибуна» номера от 3 ноября.
ПЦ «Вясна» приводит текст обращения в переводе с французского:
Европейский союз должен занять четкую и принципиальную позицию по отношению к репрессиям в Беларуси
Время бросило нам вызов. Мы его приняли»: незадолго до своего ареста в начале августа в Минске Алесь Беляцкий эмоционально рассказывал в интервью о своей работе в Правозащитном центре «Весна», которым он руководит с 1996 года. Он вспоминал о годах разнообразной активной деятельности в стране, правящий режим которой все больше наступал на политические и гражданские свободы граждан. Годы поддержки политических заключенных, борьбы против смертной казни, активного противодействия государственной дезинформации... «Весна» стала болезненной занозой в теле режима. Ситуация еще более обострилась после президентских выборов в декабре 2010 года, когда жертвы особо жестоких репрессий нашли постоянную поддержку у команды «Весны», несмотря на все более явно вызываемый этим гнев власть имущих.
Работа ставшего со временем вице-президентом FIDH Алеся Беляцкого, направленная на защиту прав человека и демократии, приводила его в самые разные страны: Кыргызстан 2010-го и Грузия 2008-го года, Куба, где он помогал демократическим активистам, работающим буквально в подпольных условиях, революционный Тунис, и многое другое...
4 августа 2011 года Алесь был арестован белорусскими властями и обвинен в «уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах». 2 ноября этого года начался суд над ним. Алесю грозит от трех до семи лет заключения. Не первый раз Алесь предстанет перед белорусским судом, его первые задержания датируются еще советскими временами... Но на этот раз западня была построена куда более хитроумно. Чрезмерное рвение польских и литовских служб, передавших в Беларусь сведения о его счетах за границей, позволили властям захлопнуть давно готовившуюся ловушку. «Кто хочет утопить собаку, обвиняет ее в бешенстве»: белорусские власти прекрасно поняли смысл этой французской поговорки. С момента своего ареста Алесь стал жертвой непрекращающейся клеветнической кампании.
Загнанные в угол, независимые НПО не могут финансировать свою деятельность иначе как используя лазейки, чтобы избегать вездесущей политической цензуры режима. Лазейки эти поняты и приняты их донорами, требующими от НПО в ответ крайне тщательной финансовой отчетности. «Весна» поневоле обучилась новым правилам игры, скрупулезно отвечая ее повышенным требованиям, что, наверно, отчасти объясняет ее долговечность и неослабевающую эффективность... а также все более острую ненависть, которой ей платит режим Лукашенко. Только что новый закон, нацеленный фактически на запрещение всех форм заграничного финансирования НПО, срочно прошел все чтения в белорусском парламенте. Одновременно были расширены и без того широчайшие полномочия КГБ. Наконец, несанкционированные демонстрации не только запрещены, но даже и призыв к таким акциям отныне может привести к заключению вплоть до трех лет.
Несмотря на все эти тревожные сигналы, международное сообщество, похоже, колеблется. За официальными извинениями польских и литовских правительств последовали многочисленные, но порой неловкие заявления официальных лиц. Но самым тревожным остается отсутствие четкой линии поведения со стороны Европейского Союза. С самого момента полного обвала иллюзий предвыборной «либерализации» в Беларуси – несколько сотен арестованных в день выборов, включая семь из девяти президентских кандидатов, не говоря о добавившемся к их числу аресте Беляцкого в августе – ЕС множит противоречивые жесты и поступки, безуспешно пытаясь добиться долгожданных изменений. Усиление введенных против режима санкций не помешали Польше, в настоящий момент председательствующей в ЕС, публично предложить девять миллиардов евро Беларуси «при условии, если права человека, гражданские свободы и стандарты демократических выборов будут соблюдаться». Результат? Лукашенко не склонен расставаться с контингентом своих тюрем, чтобы получить в свою колоду карты покрупнее, готовясь к нелегким для него переговорам.
В числе прочего, Лукашенко играет на своем альянсе с Москвой, грозясь перерубить мосты с Брюсселем. Он также готовит контракты с новыми партнерами, такими как Китай, Катар или Иран, что, конечно, отчасти объясняет нерешительность Евросоюза... А в ожидании результатов игры, политические узники, условия заключения которых только ухудшаются, стали настоящими заложниками этого аукциона.
Заметим, что Беларусь переживает экономический беспрецедентный кризис, и более чем когда-либо нуждается в финансовой поддержке ЕС. А значит, дипломатические рычаги существуют. Именно поэтому международное сообщество должно занять общую, четкую и принципиальную позицию, требуя немедленного освобождения Алеся Беляцкого и всех политических заключенных, также как и необратимых демократических изменений, чтобы более не оказываться одной из сторон столь постыдного по своей сути торга. Перефразируя слова Алеся, мы обращаем вопрос к европейским инстанциям: «История бросает вам вызов. Сможете ли вы принять его?»
Сухэр Белхассен, Президент Международной Федерации за права человека (FIDH)
Стефан Эссель, посол Франции, почетный президент Комитета друзей FIDH
Даниэль Кон-Бендит, со-председатель группы «Зеленые - Европейский Свободный Альянс» в Европейском Парламенте
Джонатан Литтелл, писатель