Новое обвинение будет существенно отличаться от предыдущего, заявил прокурор.
Прокурор Владимир Сайковский заявил в четверг в Минске ходатайство о перерыве в судебном процессе над обвиняемым в уклонении от уплаты налогов правозащитником Алесем Беляцким, с целью предъявления ему нового обвинения.
«Необходим перерыв до 16 ноября, для предъявления нового обвинения», - заявил прокурор.
При этом он не уточнил, будет ли пересмотрена статья, в соответствии с которой ранее было квалифицировано якобы совершенное А.Беляцким правонарушение, или уточнены обстоятельства этого правонарушения.
По мнению коллеги Алеся Беляцкого Валентина Стефановича, обвинение может измениться как в сторону ужесточения, так и смягчения. Правозащитник предположил, что Алесю Беляцкому могут вменить ст. 193 прим. УК, а именно деятельность от имени незарегистрированной организации. В качестве обвиняемых по этой статье могут также привлечь и других сотрудников правозащитного центра.
В судебном заседании по делу Беляцкого объявлен перерыв до 16 ноября.
Суд Первомайского района Минска 10 ноября продолжал рассмотрение уголовного дела руководителя правозащитного центра «Вясна» Алеся Беляцкого. Репортаж из зала суда вели газета «Салідарнасць» и агентство «Интерфакс-Запад».
13.00
Адвокат Алеся Беляцкого Дмитрий Лоевский представил в суде копию письма министерства юстиции Литвы в адрес министерства юстиции Беларуси.
Он подчеркнул, что в соответствии с копией, письмо было направлено Минюстом Литвы 24 августа 2011 года.
По словам адвоката, в данном письме Минюст Литвы уведомляет белорусскую сторону о том, что в ранее направленных письмах о движениях средств на литовских счетах А.Беляцкого и В.Стефановича «передана недостоверная информация».
Как отметил защитник, судя по копии, данное письмо заверенное вице-министром и печатями, было получено белорусской стороной.
Д.Лоевский попросил суд приобщить эту копию к материалам дела. Он обратил внимание на то, что ранее суд, по просьбе гособвинения, приобщил ряд распечаток из Интернета. Суд с просьбой защитника согласился.
В частности, сегодня Государственный обвинитель Владимир Сайковский представил в суде распечатки с высказываниями замминистра юстиции Литвы и посла Литвы в Беларуси, в которых они высказывают сожаление в связи с использованием механизма правовой помощи для возбуждения уголовного дела против правозащитника Алеся Беляцкого. При этом гособвинитель распечатал эти сообщения с официального сайта правозащитного центра «Весна». Гособвинитель попросил приобщить эти распечатки к делу, поскольку расценивает их как подтверждение достоверности имеющихся в материалах дела данных о движении денег на литовском счете А.Беляцкого.
«Где тут сказано, что они (литовские чиновники - ИФ) подтверждают подлинность?» - сказал в той связи адвокат. «Я считаю, что они подтверждают, что переданные белорусской стороне документы подлинные», - ответил прокурор.
Защита также обратила внимание суда на то, что «данные распечатки не позволяют сделать однозначный вывод о соответствии представленной информации сайту». Кроме того, продолжил адвокат, в соответствии с УК, распечатки веб-страниц не являются доказательствами, а достоверность информации документов, полученных в рамках оказания правовой помощи, устанавливается по условиям, обозначенным в соответствующем договоре.
Д.Лоевский добавил, что «нет однозначных сведений о том, что в материалах дела содержатся именно те документы, которые были предоставлены белорусской стороне».
Кроме того, по просьбе защиты суд приобщил к материалам дела письмо фонда помощи Института открытого общества, в котором сообщалось о том, что организация перечисляла гранты на счет представителя «Весны» А.Беляцкого для использования «исключительно в правозащитных целях». Там говорится, что «гранты не являлись личным доходом А.Беляцкого, а он всегда выполнял условия предоставления грантов и предоставлял соответствующие отчеты об их использовании». Также защитой представлено письмо организации «Защитники граждански прав» о том, что организация «не имеет финансовых претензий к А.Беляцкому и центру «Весна». Обе организации, по данным следствия, перечисляли средства на счета А.Беляцкого за рубежом.
12.30.
Адвокат просит приобщить к материалам дела статью из «Белгазеты», в которой Сергей Возняк рассказывает о том, как его семье помогал правозащитный центр «Вясна», когда он находился под следствием по делу 19 декабря в СИЗО КГБ.
Суд приобщил к делу копии документов, подтверждающих общественную деятельность Беляцкого, перечень его наград за правозащитную деятельность.
Обвиняемый рассказал, что стоимость издания одной правозащитной книги в Литве стоит около 10 000 евро.
— Вы сами платили или это ваши личные суждения? — спросил прокурор.
— Мы часто издаем книги правозащитной тематики в Литве, — пояснил Беляцкий.
— Вы тратили на издание средства, перечисленные вам на счет?
— Да.
— Вы изучали издательский рынок Литвы с целью поиска наиболее оптимальных цен?
— Да, неоднократно.
— Кто платил за издания книг?
— Я не могу сообщить об этих людях, так как опасаюсь их преследования.
12.00.
Гособвинитель спросил Беляцкого о книге, которую он переводит на белорусский язык, издана ли она. Обвиняемый ответил, что нет.
— Какое отношение имеет к суду моя работа как переводчика? — задал вопрос правозащитник.
По просьбе адвоката к делу приобщают копию письма Минюста Литвы от 24 августа, в котором сообщается, что информация о движении средств на счетах Беляцкого и Стефановича, содержащаяся в письмах от 28 марта и 6 июня, является недостоверной.
На вопрос адвоката, почему после отзыва государственной регистрации центра «Вясна» Беляцкий не прекратил правозащитную деятельность, обвиняемый заявил:
— Решение о ликвидации центра «Вясна» противоречит всем международным законодательным актам о праве, которые Беларусь обязалась поддерживать.
11.30.
Прокурор просит приобщать к материалам дела ходатайства о личном поручительстве правозащитных организаций. Он сделал вывод, что раз эти ходатайства, размещенные в том числе на сайте центра «Вясна», соответствуют действительности, значит, и информация на этом сайте соответствует действительности. Хохот в зале.
Прокурор озвучивает информацию литовского МИДа о передаче документов о счетах Беляцкого, которая была опубликована на сайте «Вясны». Он просит приобщить эти документы к делу как доказательство того, что информация о счетах Беляцкого была официальной (поскольку официальные лица Литвы приносят извинения и высказывают сожаление о том, что эта информация используется белорусской стороной в политических целях). Адвокат высказал недоумение о сделанных прокурором выводах и попросил время на изучение представленных документов.
Как передает из зала суда корреспондент «Салідарнасці», со стороны выглядит так, что прокуратура, исчерпав доводы в документальной базе налоговых органов, Таможенного комитета и тех документах, которые якобы предоставил литовский МИД, считает главным источником доказательств вины Беляцкого сайт «Вясны».
Несмотря на возражения адвоката, судья принимает решение приобщить к делу документы, якобы распечатанные с сайта spring96.org.
11.15.
Гособвинитель интересуется, проверяли ли грантодатели целесообразность расходуемых Беляцким средств. Он отвечает, что не помнит.
Прокурор с улыбкой спрашивает: «Когда ваша жена искала таможенные документы, не нашла ли она случайно документов о финансовых делах «Вясны»?».
— Разрешите спросить у жены, — парирует Беляцкий.
Потом отметил, что у него трижды до ареста проводились обыски, и все документы уже давно там, откуда поступили и документы, которыми оперирует обвинение. Обвинитель сказал, что Беляцкий может заявить ходатайство по этому вопросу. Судья обратился к прокурору с просьбой задавать вопросы и говорить реплики по существу.
Гособвинитель спрашивает: «Получали ли вы премию Сахарова от Норвежского Хельсинкского Комитета за 2006 год?».
— Да, получал, — отвечает Беляцкий.
— В каком размере? — задает вопрос прокурор.
— В размере грамоты.
11.00.
На вопрос о движениях средств на счетах Беляцкого и соответствии их действительности, а также о тех документах, которые получены следствием, о получении грантов Беляцким (на одном из них его подпись), правозащитник в очередной раз повторяет, что не знает об источнике этих документов и не считает информацию в них достоверной. Обвиняемый отказывается от проведения почерковедческой экспертизы.
— Это незаконные документы. Какой смысл их проверять? — говорит он.
10.50.
На вопрос гособвинителя, о том, предоставлялись ли Беляцким документы в налоговую за годы, которые не озвучены в деле, правозащитник ответил, что его проверили за все годы, и он предоставил все имеющиеся у него документы. Прокурор интересуется доходами Беляцкого за 1995-99 годы, когда он работал директором музея Богдановича. Беляцкий отвечает, что прошло уже 16 лет, и он просто не помнит об этих доходах.
Отвечая на вопрос гособвинителя, правозащитник пояснил, что с 2008 года каждое пересечение им границы фиксировалось, и его досматривали лично. Этих актов очень много.
— Жена не может найти эти документы дома, — пояснил Алесь Беляцкий и предложил: —Выпустите меня под подписку, и я вам их принесу.
Смех в зале.
10.40.
Адвокат Беляцкого взял слово после оглашения обвинением документов из налоговой.
— Если мы обратимся к расчету доходов подзащитного, то увидим, что никакие доходы в период, который обвинение приводит в документах, не были подтверждены расходами. Расхождение в сумме доходов и расходов в 1994, 1995, 1999 и 2005 годах, составили сумму, с которой Беляцкий заплатил налог в 281 тысячу рублей — на сегодняшний курс — 33 доллара. В материалах, приобщенных гособвинителем, — копии договоров, связанных с приобретением имущества подзащитным. Все они заключались до 2000 года. Все расхождения имели место до периода, который считается обвинением как период совершения преступления Беляцким, и к делу отношения не имеют.
Обвинение зачитывает данные о пересечении границы Беляцким. По свидетельству таможенных органов – нарушений не выявлено.
Адвокат зачитывает переведенные документы. Обращает внимание на неточности перевода.
10.30.
Одна из женщин, присутствующих на процессе Беляцкого, надела майку с надписью «Свободу Беляцкому» прямо в зале суда. Это заметили практически все присутствующие, но не милиция. Женщину не вывели из зала суда.
В суд пришел Александр Козулин.
10.10.
Процесс начался в 10.05. Алесь Беляцкий выглядит бодро. Перед началом суда ознакомился с документами. Гособвинитель озвучивает документы, предоставленные налоговой инспекцией Первомайского района. Среди них – декларации о доходах Беляцкого за разные годы.
За 2007 год обвиняемый не получал прибыли. Инспекция не установила нарушений со стороны Беляцкого. Налоговая отмечает превышение расходов над доходами. В 2006 году Беляцкий получил в дар дом в Осиповичском районе, который впоследствии продал за 7 миллионов рублей. В 2008 году правозащитник получил беспроцентный займ в 5000 евро от гражданина Франции. В этом же году он сообщает о продаже квартиры по ул. Воронянского и о том, что полученную сумму он передал жене для приобретения дома в Ракове.
9.50.
В холле милиция слишком активно проверяет всех желающих попасть на процесс Алеся Беляцкого. Тщательно осматриваются вещи, проверяются майки. Такой же тщательный контроль и на входе в зал, где проводится судебное заседание.
***
На предыдущем заседании 4 ноября была раскрыта личная переписка коллег Алеся Беляцкого. Правозащитник процитировал переписку между силовыми структурами по его делу. Судя по тем документам и предписаниям, которые озвучил прокурор в ходе ознакомления с материалами дела, сам Беляцкий и деятельность «Вясны» давно находилась под бдительным надзором КГБ.
Ранее сотрудница налоговой инспекции заявила в суде, что Алесь Беляцкий подавал декларации о доходах исправно и в срок. В ходе процесса Минюст Литвы аннулировал сведения о счетах правозащитника. Суд над Алесем Беляцким начался 2 ноября.
Алеся Беляцкого обвиняют в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере из средств, которые направлялись на правозащитную деятельность. Правозащитнику грозит до семи лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Данные о банковских счетах вице-президента Международной федерации прав человека Алеся Беляцкого Беларуси передали Литва и Польша. С 4 августа правозащитник находится в СИЗО на улице Володарского в Минске.