Итоги внешней торговли за первый квартал неутешительные и исправить ситуацию без обвала нацвалюты, похоже, нельзя.
Отрицательное сальдо уже достигло прогноза по году (минус 1,5 млрд. долларов), а экспорт, вопреки планам правительства, «умирает» гораздо быстрее импорта, сообщают «Белорусские новости».
Такая ситуация, по мнению экспертов, создает дополнительное давление на валютный рынок. Исправить ее в нынешней ситуации может, похоже, лишь девальвация.
По данным Белстата, в январе-марте 2009 года поставки за рубеж сократились почти на половину (на 48,8%, или на 3,9 млрд. долларов), тогда как ввоз в страну снизился лишь на треть (на 31,9%, или на 2,8 млрд. долларов). По мнению финансового аналитика Сергея Чалого, это говорит о том, что проведенной январской девальвации рубля было недостаточно.
«По теории, после падения рубля импорт, наоборот, должен сокращаться быстрее экспорта. У нас произошедшая девальвация никакого эффекта не дала, — пояснил он «Белорусским новостям». — Курс национальной валюты переоценен, о чем и говорит дефицит внешней торговли».
По его мнению, нынешний дефицит платежного баланса может быть покрыт лишь двумя источниками: ростом внешних долгов либо уменьшением золотовалютных резервов. «Мы делаем и то, и другое. Пока кредиты нам еще дают, девальвацию правительство проводить вряд ли будет. Но рано или поздно источники закончатся (даже Россия неохотно дает нам деньги), проведение девальвации станет неизбежным. Это лишь вопрос времени», — отметил Сергей Чалый.
Гораздо более эффективной девальвация была в Украине. «Там гривна упала к доллару на 60%, наш рубль снизился примерно на 30%. При этом у нас дефицит внешней торговли вырос в 6,6 раза, у них, наоборот, сократился в 3,6 раза. В Украине произошло то, что и должно было случиться по всем экономическим законам», — считает Сергей Чалый.
При этом борьба правительства с потребительским импортом не решит проблемы дефицита внешней торговли, считает эксперт. Поэтому повышение пошлин на ввозимые товары, а также пятикратное снижение нормы беспошлинного ввоза — капля в море: «Это все равно что полоть рядом с грядкой. Решать вопросы надо с промежуточным импортом».
Львиная доля белорусского экспорта — это либо сырье (нефтепродукты, калийные удобрения), либо готовая продукция (тракторы, автомобили), для производства которой необходим промежуточный импорт (комплектующие и материалы). Когда произошло падение спроса на внешних рынках, у нас дали команду не сбавлять темпов производства и фактически приказали работать на склад. В итоге запасы продукции предприятий приближаются к месячной норме объема производства (93%). Предприятия продолжали покупать промежуточный импорт, пускай и в немного меньших объемах. Именно поэтому у нас и получается превышение темпов падения экспорта над импортом, отметил собеседник.
«В рыночной экономике, где производство адекватно реагирует на уменьшение спроса, ситуация с дисбалансом внешней торговли нормализовалась бы», — считает эксперт.
Экономист исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Александр Чубрик также полагает, что девальвация позволила бы сократить дефицит. Однако это чревато очередным витком инфляции. По его расчетам, чтобы сократить импорт настолько, чтобы был положительный вклад чистого экспорта, нужно, чтобы внутренний спрос в стране серьезно упал.
«Падает внутренний спрос, следовательно, падает спрос на импорт. По грубым расчетам, 1% падения внутреннего спроса дает 0,64% падения импорта в реальном выражении. То же касается соотношения экспорта и импорта: 1% падения экспорта на 0,64% снизит импорт».
То есть одного падения экспорта (даже если бы экспорт и импорт падали одними темпами) недостаточно, чтобы сбалансировать показатели внешней торговли, отметил эксперт.
Белорусский экспорт начал падать в реальном выражении уже в июле 2008 года. А снижение объемов импорта началось только в январе 2009 года. При этом экспортные цены достаточно долго росли быстрее импортных и сравнялись только в декабре. А уже с начала 2009 года импорт стал дешеветь медленнее нашего экспорта. Это, в свою очередь, привело к значительному росту дефицита торгового баланса.
В первые два месяца 2009 года в экспорте вырос удельный вес молока и молочных продуктов (на 2,3 проц. пункта), тракторов (на 0,1), нефти (на 1,4), мяса и пищевых субпродуктов (на 1,3), мебели (0,1). За исключением мяса и пищевых субпродуктов рост удельного веса товаров в экспорте происходил не за счет того, что рос экспорт, а за счет того, что он падал медленнее, чем экспорт в целом.
Физические объемы по большинству товаров сократились, кроме молока и молочных продуктов (на них были существенно снижены экспортные цены), а также нефти.
Впрочем, правительство может подправить внешнеторговый баланс за счет экспорта калийных удобрений. Правительство ожидает, что во втором полугодии заработает на полную мощность один из основных кормильцев госбюджета — «Беларуськалий». Сейчас объемы производства предприятия снижены наполовину, соответственно сократился и экспорт калийных удобрений, что, как пояснил на недавней пресс-конференции министр экономики Николай Зайченко, связано с ценовой политикой правительства, не желающего продавать продукцию на экспорт по дешевке.
По оценкам аналитиков, оживление рынка калийных удобрений произойдет со второго квартала. И тогда, рассчитывают в правительстве, продукция будет продаваться по более выгодным ценам.