Законопроект о предоставлении МВД, КГБ и ДФР КГК широких полномочий в борьбе с коррупцией в ближайшее время будет принят в Беларуси.
Речь идет о кардинальном изменении подхода государства к данному вопросу, благодаря чему борьба с коррупцией может приобрести действительно массовый характер, пишет «Ежедневник».
Напомним, что Александр Лукашенко подписал Декрет №3. Документ «в целях повышения эффективности противодействия коррупции» установил, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 424 - 433 и 455 Уголовного кодекса, независимо от должности, занимаемой подозреваемым (обвиняемым), предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело. Ранее расследование таких дел было исключительной прерогативой прокуратуры.
Декретом также поручалось администрации Лукашенко в двухнедельный срок подготовить и представить белорусскому правителю предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, что и было сделано.
Как удалось узнать, предполагается внести в УПК изменения, касающиеся не только подследственности, но и вещей, которые до последнего момента считались незыблемыми. Так, согласно подготовленным поправкам в УПК министр внутренних дел, председатель КГБ и директор Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля получат право давать санкции на арест чиновников, а также принимать решение о продлении нахождения их под стражей до трех месяцев.
В Генеральной прокуратуре, куда законопроект был отправлен на предварительную экспертизу, изменения в УПК вызвали настоящий шок. Специалисты подготовили ряд возражений по нему, но генеральный прокурор Григорий Василевич отказался представлять их в администрацию Лукашенко.
Суть возражений сводится к тому, что предоставление главам МВД, КГБ и ДФР КГК права давать санкции на арест чиновников сделает действия силовых ведомств бесконтрольными и приведет к массовым нарушениям законодательства.
Сегодня, чтобы получить санкцию прокуратуры на арест, оперативникам МВД, КГБ и ДФР КГК надо сильно постараться и доказать не только факт совершения преступления, но и предоставить достаточную доказательную базу, которая позволит довести расследование до конца и добиться обвинительного приговора в суде. Это - настоящая головная боль для силовиков, но она позволяет избежать нарушений закона.
Речь в первую очередь идет о соблазне закрыть человека в СИЗО с тем, чтобы затем «вытаскивать» из него признания в своей вине. Такая тактика, например, активно использовалась во времена массовых репрессий в 30-х годах прошлого столетия. По мнению экспертов, опасность повторения ошибок прошлого может возникнуть и в современной Беларуси, если поправки в УПК будут приняты.
Эта опасность становится еще более ощутимой по причине того, что новая стратегия борьбы с коррупцией начала внедряться и в судебной системе. Верховный суд уже распорядился более активно использовать упрощенную систему судопроизводства по уголовным делам коррупционной направленности. В частности, предполагается, что если чиновник сам признал свою вину и не возражает против упрощенного рассмотрения его дела, то ему не будут назначать наказание, связанное с лишением свободы. Ему дадут, например, исправительные работы с направлением в отдаленные места, где существует потребность в квалифицированных кадрах. Так какой-нибудь чиновник из Минска отправится на несколько лет работать зоотехником в убыточное хозяйство или прорабом на строительство агрогородков. А минский врач, взявший мзду, может оказаться в таком городке заведующим местной амбулаторией.
В принципе это и более гуманно по отношению к тем, чьи коррупционные преступления не нанесли государству значительного ущерба, и шанс на их исправление увеличивает, да и страна решает кадровые вопросы. Но эксперты Генеральной прокуратуры опасаются, что сильный упор на упрощенное судопроизводство по коррупционным делам вкупе с предоставлением главам МВД, КГБ и ДФР КГК самим давать санкции на арест может привести к непредсказуемым негативным последствиям.