Александр Лукашенко потребовал от правительства остановить рост потребительских цен до декабря.
Можно сказать, что цены и так уже достигли своего потолка и теперь уже можно требовать их снижения? Сколько процентов может составить инфляция в следующем году? На эти вопросы отвечает экономист Михаил Залесский.
Цыганков: "Стратегия такова: ноябрь, до декабря все это нужно погасить. Разбой закончился. Вы видите, что я сегодня уже всех начинаю трясти", - сказал Лукашенко во время рабочей поездки по Минской области. Можно сказать, что рост цен достиг уже того уровня, что сейчас уже не так и сложно их остановить?
Залесский: Здесь надо вести речь не о ценах, а о популизме. Как талантливый популист Лукашенко понимает, что перед Рождеством надо публику успокоить. Чтобы праздники тихонько прошли, чтобы все отпраздновали Рождество и Новый год, а потом можно делать что угодно.
Самое главное для него сейчас - не злить людей окончательно. И поэтому экономическая тактика сейчас связана не с экономическими законами или представлениями, а исключительно с социальными вопросами, с пиаром.
Цыганков: Ранее вы, Михаил, неоднократно давали прогноз на уровень инфляции, и он был гораздо ближе к реальности, к официальным цифрам. Сейчас правительство заявляет, что инфляция в 2012 году не должна превысить 19 процентов. Верите ли вы этим заверениям и готовы ли дать свой прогноз?
Залесский: Я думаю, они ошибаются в правительстве по поводу цифр инфляции. Ведь на самом деле деньги будут печататься, и соответственно цены будут расти. Речь уже пошла не о покупательной способности населения, а о стратегии банковской и финансовой политики. И мы видим, что вырисовывается идея давать и давать денежную массу на все проекты, и естественно, что инфляция будет высокой.
Я не могу говорить о конкретных цифрах, так как идет политическое противостояние правительства и Лукашенко. И естественно, что Лукашенко сломает правительство. И если он его сломает, то ничего хорошего из этого не выйдет. Я сказал, что средняя зарплата через год, на октябрьские праздники, будет сто долларов. Дай Бог ошибиться.
Виталий Цыганков, «Радыё Свабода»