Прошедшее сегодня заседание суда по делу правозащитника Алеся Беляцкого, вопреки ожиданиям, ничего не изменило в общей ситуации.
Добавленная к обвинению фраза «в исполнение ранее заключенных договоренностей» не делает положение Алеся ни лучше, ни хуже, сообщает «Белорусский партизан».
Власть показывает, что не намерена менять свои подходы к правозащитникам и их деятельности.
Какие рычаги воздействия на власть еще остались в распоряжении общества? Может ли как-то повлиять на ситуацию Литва, к которой в связи с «делом Беляцкого» возникает наибольшее количество вопросов? Накануне пресс-секретарь Объединенной Гражданской Партии Анна Красулина побеседовала на эту тему с известным депутатом Сейма Литвы Мантасом Адоменасом.
- После скандальной информации о передаче Литвой властям Беларуси документов, позволивших выдвинуть обвинения против Алеся Беляцкого, литовская сторона предприняла ряд шагов, которые, казалось бы, должны реабилитировать ее в глазах беларусских правозащитников. В частности, еще в августе этого года Литвой были аннулированы справки о счетах Беляцкого в литовских банках. Являлось ли это попыткой реально повлиять на ситуацию, и какие еще инструменты влияния на ситуацию вокруг Беляцкого остались у Литвы?
- В сложившейся ситуации у нас не осталось много инструментов, как повлиять на это дело. Я бы расценивал сам отзыв документа как такую безнадежную попытку спасти ситуацию. Все-таки мы надеялись на улучшение ситуации. Я бы не расценивал это, как циничную попытку сохранить лицо. Но ясно, что инструментов у нас почти нет.
Я боюсь, что у сегодняшнего правительства Литвы нет политической воли к переходу на следующий уровень влияния на ситуацию, то есть к международным заявлениям, санкциям, сокращениям объемов отношений с Беларусью. Наверное, это и будет последним действием в этой печальной истории. Необходимо думать, какие еще варианты воздействия на ситуацию могли бы быть, чтобы вместе с нашими европейскими партнерами дать Лукашенко знать, что так просто это не обойдется.
Конечно, Литва сделала большую ошибку, передавая эти данные, здесь нет никакого вопроса и спора. Мы до конца еще не оценили объем нашей неаккуратности и безответственности в таких политических действиях.
Но нужно думать сейчас, какие действия другого плана нужно предпринять, чтобы реально исправить ситуацию в деле Алеся Беляцкого.
- Каков Ваш прогноз: Литва будет предпринимать эти шаги?
- Если что-то и может произойти, то это будет исходить от парламента Литвы. К сожалению, я не наблюдаю ни в президентском кресле, ни в правительстве решительности взяться за новые инициативы в этом направлении.
- А что можно предпринять для того, чтобы Парламент Литвы это инициировал?
- Конечно, было бы полезно самим беларусам обратиться к Парламенту. В Парламенте есть люди, которые сопереживают и не оставят это дело так, но когда только один Парламент принимает резолюции и нет воли в исполнительной власти - это остается декларацией, увы. Но я надеюсь, что атмосфера будет меняться в пользу более активного и более агрессивного поведения со стороны Литвы, потому что это наша прямая ответственность.
Основное правило незыблемо: Парламент - это личности, свободные личности, которые сами создают политику, а не какой-то бюрократический аппарат. И пока в парламенте нахожусь я, находится Эмануилис Зингерис, еще многие люди, которые любят Беларусь, и думают, как помочь свободе в Беларуси, мы это дело так не оставим. Это от нашей инициативы зависит. Конечно, если будет письмо от политиков и представителей интеллигенции Беларуси, нам будет легче убедить наших коллег. Если не будет - все равно мы будем что-то предпринимать.
Справка.
Мантас Адоменас - литовский политик, философ, преподаватель, депутат Сейма Литвы от Консервативной партии. Родился в 1972 г. в Вильнюсе в семье преподавателей Вильнюсского университета. Изучал классическую филологию в Вильнюсском университете, затем учился в докторантуре Кембриджского университета. Был членом Общества католических студентов. Защитил докторскую диссертацию по античной космологии. Преподавал в Кембриджском и Вильнюсском университетах. В 2008 году он был избран депутатом Сейма Литвы от Консервативной партии, членом которой он является с 1999 г. Входит в состав Комитета по образованию, науке и культуре, а также в парламентскую группу За демократическую Беларусь. Автор ряда научных работ по философии.