Алесь Михалевич заявил, что надеется на последовательную политику США и Евросоюза в отношении белорусского режима после своего выступления в Хельсинкской комиссии США.
Кандидат в президенты на выборах президентских выборах 2010 года Беларуси Алесь Михалевич, получивший политубежище в Чехии, считает, что так как белорусский режим продолжает репрессии, только последовательная политика США и Евросоюза в отношении официального Минска может со временем привести к переменам в стране, сообщает «Deutsche Welle».
Deutsche Welle: О чем вы говорили в своем выступлении в Комиссии правительства США по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкской комиссии США)?
Алесь Михалевич: Это были слушания о ситуации в Беларуси с участием председателя Хельсинкской комиссии, конгрессмена Кристофера Смита. Я рассказывал о моем личном опыте ареста и пребывания в тюрьме после президентских выборов, о пытках в КГБ, которые ко мне применялись с целью склонить к сотрудничеству. Говорил о том, что Александр Лукашенко, к сожалению, готов защищать свою власть до конца, и очень важно, чтобы Запад не поддавался на его риторику о либерализации режима и проводил последовательную политику.
В рамках слушаний по Беларуси перед конгрессменами выступили также старший директор Евразийской программы при Национальном фонде поддержки демократии Роджер Потоцкий и директор Евразийской программы при правозащитной организации Freedom House Сюзан Корк, которые дали оценку репрессивных изменений в белорусском законодательстве и ситуации со свободой СМИ.
- На какую реакцию американских политиков вы рассчитывали?
- Прежде всего, я надеялся, что широкое информирование политической элиты США о событиях в Беларуси будет способствовать тому, что западная поддержка белорусского гражданского общества не только не будет сворачиваться, но и увеличится. На мой взгляд, важно поддерживать прежде всего неправительственные организации и независимые СМИ, но, думаю, что до реальных изменений в стране пройдет достаточно много времени.
После моего выступления конгрессмен Кристофер Смит заявил о необходимости использовать механизм международного суда в Гааге для привлечения к ответственности белорусские власти и непосредственно Александра Лукашенко за нарушения прав человека в Беларуси. Думаю, что за этими словами вполне могут последовать дальнейшие действия, так как репрессии в стране продолжаются, и следующая волна может быть сильней, чем предыдущие. Не исключено, что одной из мер противодействия этому может быть суд в Гааге.
- Какие действия белорусских властей могут последовать в ответ на заявление американского конгрессмена?
- Власти понимают, что диалог с Западом может возобновиться только при условии освобождения всех политзаключенных. Но я абсолютно уверен, что режим в Беларуси будет продолжать прежнюю политику нарушений прав и свобод человека. Скорее всего, может быть некая неадекватная реакция со стороны белорусского лидера.
- США и ранее отличались достаточно резкими оценками белорусского режима. А как вы оцениваете утверждения экспертов, что в ЕС, в отличие от США, отсутствует единая политика в отношении официального Минска?
- Странам, находящимся далеко, и у которых меньше общих проектов с Беларусью, конечно, легче проводить относительно жесткую политику, нацеленную на перемены. А в Евросоюзе существует проблема согласования и выработки общего подхода к Беларуси разных стран. В то же время каждая конкретная страна может многое сделать для изменения ситуации в моей стране.
Что касается внимания и помощи Беларуси со стороны ЕС, достаточно вспомнить варшавский саммит Восточного партнерства, на который был приглашен глава белорусского МИД, отказавшийся затем от участия. Напомню, что недавно представителей белорусской оппозиции принимали на самом высшем уровне, они встречались с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и польским премьером Дональдом Туском. Также через некоторое время по реализованным проектам для Беларуси мы сможем оценить и итоги нынешнего председательства Польши в ЕС.