В чем главная вина Лукашенко перед людьми? Он растоптал их светлые мечты.
Сходил недавно в Москве на премьеру документального фильма Екатерины Кибальчич «Белорусская мечта». Это в Минске кинопоказ был закрытый, проходил тайно, почти в подполье. В Москве фильм показывали совершенно открыто, в самом центре российской столицы. Вход свободный, после показа - бурное обсуждение.
Зал - битком. Практически все - молодые люди, ровесники моего старшего сына. Открытые лица, глаза горят, светлые помысли и красивые мечты. Бурно реагируют на кадры, где люди в штатском хватают людей, мирно гуляющих и аплодирующих на улицах белорусских городов. Не понимают, почему люди не сопротивляются. Рвутся в бой. Интересно было наблюдать за ними со стороны. Мне кажется, я был таким же 18 лет назад. Они похижи на нас, их отцов, своими мечтами.
Я мечтал, что Беларусь будет свободным европейским государством. Я хотел работать на телевидении и делать еженедельную программу. Я думал, что со временем у меня будет большой дом где-нибудь в районе Раубич или на Минском море, большая семья, верные друзья, интересная работа. По выходням мы будем ездить в Вильнюс, но лучше - летать куда-нибудь в Берлин или Барселону.
Я совсем не думал, что мне придется воевать с какими-то колхозанами, похотливыми и жадными. Я себе и представить не мог в 20 лет, что стану белорусским партизаном и бесконечно буду держать круговую оборону.
Конечно, мне грех жаловаться. У меня насыщенная событиями жизнь. Живу я в тепле и комфорте, много работаю, езжу по миру. Но все-равно не о такой жизни я мечтал.
Автор фильма, придумывая название, решила проверить, есть ли что-то на тему белорусской мечты. Она набрала в поисковиках "Белорусская ме…" и компьютер тут же выдал: "Белорусская мебель" сразу в 10 позициях. Еще появляется "Белорусская метро". "Белорусской мечты" нет.
Это символично. В чем заключается белорусская мечта? Лукашенко ответил: шкварка и чарка. Но этого ли хотят белорусы? И счастливы ли они, получив заветные материальные блага?
Таким ли, как сейчас, видел себя в мечтах олигарх Чиж в начале 90-х? Я помню его молодым бизнесменов на собрании клиентов Джем-банка. Банка того уже нет, амбициозные его владельцев и сотрудников - тоже. И Чиж - никакой не хозяин жизни, а "тварь дрожащая".
О чем мечтал олигарх Шевцов? Ради чего они упирались, предавали, унижались сами и унижали других? Их никто не уважает, в любой момент у них все могут отобрать, их богатство ничтожно, они прожили жизнь абсолютно зря. Тешат себя мыслями, что пиши и ели дорогие шкварки и чарки, и любили модельных девушек, если их не отбирал для себя Шейман или кто-то другой.
О чем мечтал Мясникович? Неужели он именно так хотел прожить свою жизнь - в постоянном страхе, тайком поедая деликатесы, всеми презираемый?
Интересно, о чем мечтали генералы КГБ и МВД, например, Наумов или Мацкевич? Наверняка, никто из ментов и чекистов не хотел бы закончить жизнь в Венесуэле или в Гааге. Они и не думали лет 17 назад, что из уважаемых офицеров превратятся в ненавистных убийц и фашистов. Тяжело жить с ощущением, что тебя все вокруг ненавидят. Отморозки то не понимают, что их ждет в конце этой кровавой пляски, но отморозков мало, а платить за их художества придется всем, кто носил погоны с большими звездами. Причем, время работает уже против них, царствование диктатора перевалило за экватор, с каждым днем финал становится ближе.
Белорусы бегут из родного дома, бегут не потому, что им нечего есть или негде работать. Тупой работы хватает, картошки с салом - тоже. Люди уезжают из страны, потому что понимают, что красивые и действительно серьезные мечты в такой стране они реализовать не смогут.
Я смотрел на молодх ребят, слушал их пламенные речи, и думал только о том, как сделать так, чтобы их мечты не расстаяли как утренний туман, чтобы разочарование не губило их силы.
У нашего поколения белорусов мечты украли. У всех без исключения. Подсунули вместо действительно достойных планов суррогат, куклу, фуфло, пустышку.
Мы свою жизнь почти прос…ли, расстратили в борьбе, защищаясь и отбиваясь от вандалов и извращенцев. Неужели и красивые мечты наших детей также легко выродятся в нечто серое и жалкое?
Павел Шеремет, «Белорусский партизан»