По информации Белстата, в Беларуси наблюдается рост ВВП и иностранных инвестиций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как используют власти обнадеживающие цифры статистики во время развивающегося кризиса?
Национальный статистический комитет Беларуси сообщает об увеличении более чем в два раза иностранных инвестиций и росте ВВП на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет «Deutsche Welle».
Откуда берутся цифры, свидетельствующие об экономическом подъеме на фоне развивающегося кризиса в Беларуси, и как этим пользуются власти?
Белстат уполномочен заявить
Если верить официальным подсчетам, белорусская экономика находится на подъеме. Например, по данным Белстата, иностранные инвестиции в реальный сектор экономики по сравнению с прошлым годом увеличились вдвое - до 12,6 миллиардов долларов. ВВП также растет в соответствии с прогнозом: он должен составить около 10 процентов к соответствующему уровню 2010 года.
Резко выросла доходная часть бюджета, зато дефицит, наоборот, уменьшился с запланированных 6 триллионов белорусских рублей - до 800 миллиардов. Чистая прибыль промышленных предприятий увеличилась более чем в три раза. Совокупный объем денежных доходов белорусов в январе-сентябре 2011 года возрос почти наполовину. А число безработных снизилось с официально зарегистрированного 1 процента - до рекордной цифры в 0,6 процента от занятого населения.
В то же время столь радужные показатели соседствуют с информацией о том, что рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило Беларусь в группу стран с самым высоким уровнем экономического риска. Так кому нужны эти статистические "потемкинские деревни", если даже в белорусском правительстве заговорили о долгах, которых вдвое больше, чем резервов, а средний доход жителя Беларуси составляет чуть более 100 евро?
Статистический агитпроп
Все объясняется просто. Власти используют статистику для пропаганды "уникальной белорусской модели экономики" и жонглируют цифрами, выдавая желаемое за действительное. В отсутствие открытой общественной дискуссии о положении в экономике белорусы получают информацию в основном из подконтрольных государству СМИ и на так называемых Единых днях информирования - ЕДИ, которые раз в месяц проводятся на предприятиях и в учреждениях.
Вряд ли идеологические работники сообщат гражданам, что почти 90 процентов из упомянутых многомиллиардных инвестиций - это долговые обязательства, и что иностранными инвестициями в Беларуси считается даже возвращенный предприятию долг. На самом деле план 2011 года по привлечению прямых иностранных инвестиций на чистой основе выполнен не будет. Вместо прогнозируемых 6,5 млрд долларов Беларуси пока удалось привлечь лишь 1,1 млрд.
Прирост ВПП в Беларуси обусловлен, в том числе, и накачиванием экономики эмиссионными деньгам, рост доходов бюджета был также обеспечен инфляцией. Да и о росте средней зарплаты позволяет говорить только специфическая методика расчета: если весь фонд зарплаты поделить на все число работников, получается успокаивающая, но обманная цифра. И если заработки будут повышаться только у руководства предприятий, Белстат все равно выдаст данные о росте. При этом статистика не сообщает, у какого количества работников оплата труда осталась на прежнем низком уровне.
Кризис запрещен
Невысокий уровень безработицы в Беларуси также рассчитывается по критериям, не дающим реальной картины. Например, по небольшому числу зарегистрировавшихся в центрах занятости. Причины нежелания регистрироваться известны: ежемесячное пособие составляет чуть более 10 евро плюс - отсутствие перспектив на получение достойно оплачиваемой работы. В то же время белорусское правительство пока так и не разработало антикризисную программу на период приватизации и прогнозируемого закрытия неконкурентоспособных предприятий, которое повлечет за собой массовые увольнения.
Вместо программы по выводу из экономического кризиса президент запретил правительственным чиновникам увлекаться "непопулярными методами" рынка и обязал к началу мая "кардинально изменить настроения людей". А это значит, что высшая власть продолжит свой популистский курс, и статистика по-прежнему будет использоваться в агитационных целях. Другое дело, насколько хватит запаса прочности белорусской экономики, веры кредиторов в лукавые цифры и терпения самих белорусов.