Диктатор Лукашенко сегодня внес на ратификацию в «палатку» соглашение о Евразийской экономической комиссии, подписанное в минувшую пятницу в Москве.
Независимые аналитики и оппозиционные лидеры убеждены, что московские договоренности несут угрозу интересам Беларуси и прежде всего ее суверенитету, сообщает «Радыё Свабода».
Пресс-служба Лукашенко, комментируя подписаное руководителями Беларуси, Казахстана и России соглашение о Евразийской экономической комиссии и декларацию о Евразийской экономической интеграции, отмечает, что эти документы учитывают интересы Беларуси, поскольку "предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом".
Сам Александр Лукашенко в пятницу уверял, что эти документы не несут угрозы суверенитету Беларуси, несмотря на заявления критиков.
Но критиков он не убедил. Опасность для Беларуси они видят не только в конкретных документах, но во всем тренде "Евразийская интеграция", к которому присоединилась Беларусь.
Политик Лявон Борщевский обращает внимание, что белорусский народ развивался в системе европейских ценностей:
"Поэтому вовлечение Беларуси в любые союзы, в которых присутствует Азия, которая от нас находится за тысячи километров, - это уже геополитически опасная вещь. Это опасно тем, что это отдаляет перспективу. Рано или поздно все эти евразийские концепции распадутся, только часть людей до этого не доживет".
Надежды белорусского руководства на какие-либо экономические выгоды от Евразийской интеграции напрасны, убежден Лявон Борщевский.
В пятничных московских соглашениях его беспокоит следующее:
"Меня показалось только одно: что это политическая подушка для продолжения власти Лукашенко, на это он будет ссылаться и стараться удерживаться дальше у власти и загонять народ в бесперспективную и в экономическом, и в духовном, и в политическом плане ловушку".
Философ Алесь Антипенко убежден, что нынешняя ситуация отличается от прежних интеграционных проектов, в которые вступала Беларусь.
Алесь Антипенко: "Сейчас, когда экономические позиции Беларуси очень значительно ослабленны, когда Лукашенко фактически лишен возможности хоть какого-то политического маневра, как в отношении России, так и в отношении Запада, и когда внутриполитическая ситуация Беларуси сделала нас всех заложниками политики Лукашенко, угроза этой новой интеграции возрастает".
По словам Антипенко, слабые позиции Беларуси делают более вероятными новые жесткие условия со стороны России, которые Лукашенко будет вынужден принять.
"И в этом есть большая опасность. Это мина замедленного действия, и, к большому сожалению, пока белорусское общество еще не осознало, что в этой ситуации оно могло бы сделать. И вообще я в последнее время начал сомневаться, действительно ли рядовые белорусы будут готовы защищать независимость и политический суверенитет страны, когда вопрос станет ребром: либо российские деньги, либо независимость Беларуси».
Политолог Алексей Король Евразийскую интеграцию называет реализацией плана Путина по восстановлению имперской России, которая активизировалась в связи с избирательными кампаниями. Этот план напрямую угрожает Беларуси потерей суверенитета, убежден господин Король. Он обратил внимание на то, что теперь Лукашенко положительно высказывается о переходе на российский рубль.
Алексей Король: "Для Беларуси переход на российский рубль в нынешних политических обстоятельствах будет означать полную политическую зависимость и превращение Беларуси в сателлита России. Так что опасность реальна, хотя провал этого плана после выборов в России также возможен. Но не для желания российских руководящих кругов Путина, а ради логики исторического развития. В этом есть оптимистическая нота для Беларуси".
Алексей Король убежден, что российский и белорусский автократические режимы остаются враждебными друг к другу, но Лукашенко теперь вынужден подчиняться Москве, чтобы иметь возможность дальше удержаться у власти. Однако перемещение центров принятия решений в Москву будет подрывать и его персональную власть, полагает господин Король.
Экономист Борис Желиба обращает внимание на то, что в экономическом плане от Евразийской интеграции нет никакого положительного эффекта, только декларации и теоретические рассуждения о более широких рынках трех стран. К тому же Россия не соглашается на свободную торговлю энергоносителями.
Борис Желиба: "Я очень скептически отношусь к этим всяким союзам. Это нужно России, потому что она соревнуется с Западом, с Европейским Союзом, и создает свои союзы: против НАТО - ОДКБ, против Европейского Союза - евразийский ... Здесь больше политики, чем экономики" .
По словам Желибы, единственный эффект Евразийской интеграции, который ощутили на себе белорусы, - существенное увеличение пошлин на автомобили, ввозимые в Беларусь.