В Беларуси вступил в силу закон «О массовых мероприятиях» в новой редакции, принятый «народными избранниками».
Эти «избранники» – а вслед за ними и официальные СМИ – уже все уши прожужжали о том, что новый закон не только «ничем в худшую сторону не отличается от законов других стран», но и в определённой части «более либеральный, чем во многих странах Европы и США». В качестве аргумента даже выдержки из европейских аналогов приводили!
Однако любому здравомыслящему человеку ясно: законы авторитарной системы по определению не могут быть «более либеральны», чем законы демократического общества. В чём же подвох?
«Дьявол кроется в деталях», – любил повторять известный архитектор Людвиг Мис ван дер Рое. Именно малозаметные на первый взгляд нюансы и отличают архитектуру белорусского законодательства от законов тех стран, где права человека уважают не только на словах, но и на деле.
О чём же умалчивают «народные избранники», пытаясь примазаться к европейским стандартам? Во-первых, о том, что в большинстве стран Европы – в отличие от нашей страны – при подаче заявки на проведение массового мероприятия действует уведомительный принцип, и властям нужно иметь очень веские основания, чтобы такое мероприятие запретить.
* К примеру, в Польше разрешение нужно получать лишь тогда, когда демонстрацию или митинг планируется провести на проезжей части улицы. В остальных случаях организаторы должны просто сообщить властям место и время проведения мероприятия. Уведомление можно подавать хоть за месяц, хоть за три дня.
* В Италии организаторы публичной манифестации или собрания должны за три дня до их проведения подать в местное полицейское управление лишь письменное уведомление. Похожий закон действует и во Франции.
* Даже в соседней России, не отличающейся особой демократичностью, заявка на проведение массового мероприятия носит уведомительный характер.
* Уведомительный принцип действует и в такой географически далёкой от Европы стране как Армения. Если же участие в мероприятия собираются принять менее 100 человек, то уведомление здесь можно вообще не подавать.
* Без уведомления массовые мероприятия разрешается проводить даже в совсем уж не европейском Кыргызстане!
«В ФРГ любое массовое мероприятие, в том числе собрание или демонстрация, должны быть обязательно санкционированы властями», – приводит аргументы в защиту новой редакции закона официальное инфоагентство БЕЛТА.
Правда, при этом оно забывает добавить, что законы Германии допускают массовые выступления граждан без подачи предварительной заявки и согласования с властями, если выступления эти носят срочный, заранее не запланированный характер. В исключительных случаях немецким гражданам разрешается проводить без уведомления публичные мероприятия, посвящённые только что прошедшим или ожидаемым в ближайшее время событиям. Белорусские парламентарии, «взявшие всё лучшее из законодательств Европы», эти замечательные нюансы тоже, разумеется, упустили из виду.
* * *
Но, раз уж на то пошло, давайте рассмотрим аргумент о «обязательном санкционировании мероприятий властями» чуть более подробно.
Согласно белорусскому законодательству «заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия». В Германии же о подготовке митингов и демонстраций организаторы должны сообщать за 48 часов в полицейское управление. Чувствуете разницу?
В большинстве цивилизованных стран, где подача заявки на проведение массового мероприятия носит разрешительный принцип – в том числе США – заявки эти подаются в орган, отвечающий за общественный порядок, а не за претворение в жизнь политики «партии и правительства».
Давать добро на демонстрацию или нет, полиция решает, исходя исключительно из соображений общественной безопасности. Никакие политические или религиозные мотивы при вынесении такого решения роли не играют. А теперь угадайте с трёх раз: какими мотивами руководствуется исполнительная власть Беларуси, решая, можно ли проводить то ли иное мероприятие?
* Кстати, в Великобритании проведение уличных демонстраций и митингов тоже допускается лишь после получения официального разрешения полицейских властей. Но! В законе об охране общественного порядка сказано: если публичное массовое мероприятие носит статичный характер, то есть, совершается без передвижения по улицам, то полиция не может запретить его проведение.
* * *
И ещё один важный момент.
* Новая редакция закона о массовых мероприятиях в Беларуси запрещает объявлять о дате, месте, времени проведения массовых мероприятий в СМИ, сети Интернет и социальных сетях до получения разрешения на их проведение. Законодательства же большинства цивилизованных стран таких ограничений не предусматривают. В той же Германии организатор собрания, митинга или демонстрации может публично объявлять о проведении мероприятия и распространять приглашения задолго до направления заявки в полицию.
Ну, а положение о том, что «организаторы всех массовых мероприятий, кроме тех, что проводятся госорганами, отныне должны платить за охрану общественного порядка при их проведении» – вообще не выдерживает никакой критики с точки зрения цивилизованных норм: или мы не платим налоги, за счёт которых и содержатся органы охраны общественного порядка?
* * *
Твердя о том, что белорусские законы соответствуют лучшим европейским образцам, наши «народные избранники», похоже, рассчитывают на то, что народ, который они якобы представляют, мало знаком с этими самыми «образцами».
Готовя новую редакцию закона «О массовых мероприятиях» наши законотворцы, вероятно, и правда проштудировали ряд его европейских аналогов. Вот только заметили они в них лишь пункты, касающиеся ограничений. Либеральные же положения, которые в законодательствах европейских стран превалируют над запретами, наши законотворцы традиционно оставили без внимания.
Дмитрий Растаев, rastaev.livejournal.com