На совещании 22 ноября Лукашенко принял решение запланировать на 2012 год рост ВВП в размере 5–5,5%.
На первый взгляд, кажется, что эта задача легко выполнима - просто придется больше напечатать денег и ВВП поднимется как на дрожжах, хотя это будет сопровождаться ростом инфляции и ослаблением белорусского рубля.
Однако ситуация далеко не так проста: проблема в том, что рублевая эмиссия в настоящее время не может обеспечить увеличение ВВП, как это было на протяжении нескольких прошедших лет. То есть правительство и Нацбанк в настоящее время не имеют возможности быстро увеличить ВВП. А планируемые меры по экономии, техническому перевооружению, импортозамещению и т.п., безусловно, дадут эффект, но их будет, по-видимому, недостаточно для того, чтобы выбраться из той ямы, в которую опускается Беларусь, пишет портал BEL.BIZ.
Нет валюты - нет роста ВВП
При свободном курсообразовании и отсутствии притока иностранного капитала в страну, денежная эмиссия приведет не столько к росту ВВП, сколько к росту цен и перераспределению доходов от одних предприятий и слоев населения к другим.
Посмотрим, почему так происходит.
Вливание дополнительных денег в экономику приводит к увеличению производства некоторых товаров и доходов отдельных групп населения. А это вызывает соответствующий рост импорта. Если это увеличение каким-то образом финансируется, то, нет проблем - происходит наращивание ВВП.
Такая ситуация в Беларуси существовала, например, на протяжении последних пяти лет. Импорт в размере дефицита внешней торговли Беларуси финансировал Нацбанк, продавая валюту, которую страна заимствовала за рубежом и получала в виде доходов от приватизации.
А теперь посмотрим, что происходит, когда импорт не финансируется. В этом случае увеличение спроса на импортные товары, возникшее вследствие рублевой эмиссии, приводит к девальвации рубля и росту цен, что, в свою очередь, вызывает падение покупательной способности населения и соответствующему снижению ВВП.
Последнее в значительной степени сокращает рост ВВП, произошедший вследствие производства товаров и доходов населения, вызванное напечатанными деньгами. Степень сокращения ВВП определяется тем, насколько велика доля импорта в потреблении предприятий и населения. В Беларуси эти параметры очень велики, поэтому и эффективность эмиссии для увеличения ВВП небольшая.
Итак, фактически при осуществлении эмиссии без оплаты прироста импорта вводится своего рода инфляционный налог, который платят все предприятия и жители страны, и посредством которого происходит перераспределение ВВП между различными отраслями экономики и группами населения, а не рост ВВП.
Глубина спада - около 10%
Чтобы понять ситуацию в Беларуси, надо оценить глубину снижения ВВП, которая ожидает страну в результате отказа от продажи валюты Нацбанком на бирже, осуществленному в марте 2011 года. Экономика лишилась валютной поддержки, уравновешивающей эмиссию, и через несколько месяцев началась жесткая посадка экономики.
По данным Национального статистического комитета РБ, во II квартале 2011 года ВВП Беларуси еще вырос на 11,4% по отношению к аналогичному периоду 2010 года, но в III квартале рост составил уже всего 1,7%.
Это означает, что уже в сентябре (в последнем месяце III квартала) изменение ВВП в годовом выражении, по-видимому, было отрицательным. В октябре падение ВВП продолжилось, причем еще более быстрыми темпами. На это указывает то, что средняя заработная плата населения в реальном выражении в октябре сократилась на 5,2% по сравнению с сентябрем. Этот процесс в последние два месяца 2011 года почти завершится, и цены придут в примерное соответствие с платежеспособностью населения.
Таким образом, можно ожидать, ВВП в IV квартале 2011 года сократится по отношению к IV кварталу 2010 года на величину порядка 5%.
В I квартале 2012 года экономика Беларуси, по-видимому, достигнет дна, и снижение ВВП в месячном выражении приостановится или даже сменится ростом. Но падение ВВП в годовом выражении может продолжиться, так как в I квартале 2011 ВВП быстро рос, стимулированный увеличение средней зарплаты в стране примерно до $500 и резким ростом дефицита внешней торговли страны, которой Нацбанк тогда еще оплачивал. То есть база для сравнения очень высока, поэтому и падение I квартале 2012 года окажется значительным.
В результате снижение ВВП в начале 2012 года, судя по текущей его динамике, может оказаться на уровне около 10% в годовом выражении. Это и есть дно, от которого экономика Беларуси будет отталкиваться.
При этом рост ВВП будет происходить в соответствие с улучшением состояния экономики Беларуси по мере ее модернизации, наращивания экспорта и т.д. А это постепенный процесс, для которого, судя по мировому опыту, прирост на 10% в год является очень хорошим показателем.
Но если за 2012 год (к декабрю) ВВП вырастет на 10% по отношению к январю, то это обеспечит всего лишь выход на уровень начала 2011 года, а суммарный ВВП за 2012 год окажется ниже ВВП за 2011 года на несколько процентов.
Повысить ВВП Беларуси можно за счет денежной эмиссии, однако, как отмечалось выше, в отсутствие продажи валюты Нацбанком на бирже, эффект этой меры будет крайне низким. Так, несмотря на колоссальные вливания рублей и повышение зарплат в выборном 2010 году, в I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос всего на 10,9%.
То есть вливание даже десятков триллионов рублей в нынешних условиях обеспечит дополнительный рост ВВП на пару-тройку процентов, так как данная эмиссия приведет к перераспределению ВВП, а не его подъему.
Дешевый газ не спасет
Конечно, положительным фактором для ВВП Беларуси является снижение цены газа, поставляемого в Беларусь из России в 2012 году. Это обеспечит Беларуси экономию в размере около $2 млрд за год. Кроме того, некоторый прирост ВВП обеспечит и начало работ по строительству белорусской АЭС.
Однако этого, по-видимому, будет недостаточно для перевода динамики ВВП в 2012 году из отрицательной в положительную область (в годовом выражении). Снижение цены газа только стабилизирует экономику Беларуси на том низком уровне, на который она сейчас опускается. Действительно, в настоящее время ВВП отчасти поддерживается тем, что население тратит свои валютные резервы - в среднем $230 млн в месяц ($3 млрд в годовом выражении).
Эти деньги тратятся, в основном, на приобретение товаров, так как рублевые депозиты в банках за данный период выросли на намного, то есть идут на повышение ВВП. Но валютные ресурсы населения не безграничны, и, по-видимому, в течение нескольких месяцев будут исчерпаны. То есть, в текущем году население продаст банкам (на чистой основе) около $1 млрд, да и в следующем вряд ли намного больше.
То есть через несколько месяцев белорусская экономика, скорее всего, потеряет приток валюты населения в таком размере, который имеет сейчас, и экономия на цене газа как раз только компенсирует эту потерю.
Таким образом, если по итогам 2012 года Беларусь выйдет на нулевой прирост ВВП, это будет очень хорошо. А обеспечить рост ВВП может, похоже, только чудо. Ситуация станет яснее только тогда, когда станет известна глубина падения ВВП в IV квартале 2011 года.
Улучшить результат можно, пожалуй, только возобновив продажу валюты из резервов на поддержку курса белорусского рубля. Но этого никто делать не собирается. Нового кредита от Сбербанка и доходов от продажи второй половины Белтрансгаза хватит только для обслуживания внешнего долга государства в течение года.
Конечно, хотелось бы, чтобы сделанный довольно грустный прогноз не сбылся, но существует вероятность, что он еще чрезмерно оптимистичен, так как в Евросоюзе начинается рецессия, что грозит возникновением проблем и у России - основного торгового партнера Беларуси.