Даже в Национальном банке видят основания для новой девальвации, а некоторые эксперты считают такую перспективу вообще неизбежной.
Тревожные симптомы
Можно констатировать, что после выхода на единый обменный курс белорусского рубля 21 октября валютный рынок перестало лихорадить. Были определенные дни, когда курс доллара поднимался до 8850 рублей, затем снижался, но каких-то глобальных изменений котировок не наблюдалось.
Однако это вовсе не означает, что оснований для новых девальваций нет. В ноябре собеседники БелаПАН в банковских кругах предупреждали, что курс белорусского рубля неустойчив, так как вброс рублей в экономику продолжается. В частности, банкиры обращали внимание на тот факт, что средства Нацбанка (эмиссионные ресурсы) выделяются в больших количествах для поддержания рублевой ликвидности крупнейших государственных банков.
В третьей декаде ноября эти опасения подтвердились на официальном уровне. Симптоматичное выступление первого заместителя председателя правления Нацбанка Юрия Алымова было опубликовано в издаваемом этой организацией «Банковском вестнике».
«Сохраняется высокая зависимость банков от краткосрочных ресурсов Национального банка. Это создает дополнительный источник эмиссии, что представляет угрозу для устойчивости национальной валюты», — подчеркнул Юрий Алымов, выступая на расширенном заседании правления Нацбанка.
Об этой октябрьской речи широкая публика узнала только спустя месяц. В третьей же декаде октября Юрий Алымов отмечал, что «в целях обеспечения устойчивости белорусского рубля» Нацбанк «ужесточит походы к оказанию ресурсной поддержки банков. Объем рефинансирования до конца 2011 года будет жестко ограничен и постепенно снижен».
Однако в ноябре наши информированные собеседники неоднократно отмечали, что центробанк продолжает выделять госбанкам рубли. «По логике вещей, госбанки для подкрепления рублевой ликвидности должны занимать на межбанке, однако в Нацбанке они могут получить рубли по более низкой ставке», — констатировал источник в банковских кругах.
Нацбанк в ноябре ежедневно выделял двум крупнейшим госбанкам более 3 трлн. рублей для подкрепления рублевой ликвидности. Плюс к этому средства для реализации госпрограмм выделял еще и Минфин, увеличивая за счет бюджетных источников ресурсную базу банков.
Порочный круг
Эмиссионное финансирование экономики является, по сути, продолжением старой экономической политики, направленной на стимулирование внутреннего спроса.
Правительство, которое в начале ноября попыталось отойти от этого курса, было подвергнуто публичной критике на высшем государственном уровне. Предложения правительства максимально сократить объемы эмиссии и запланировать на 2012 год минимальный рост ВВП, мягко говоря, не нашли понимания у президента.
В результате план роста ВВП на будущий год существенно увеличен — с 1,5% до 5-5,5%. Наблюдатели считают, что выполнение этого задания потребует новых объемов рублевой эмиссии и приведет к очередной девальвации.
«В случае реализации экономического сценария, который будет сопровождаться ростом ВВП на 5-5,5% и включением печатного станка, можно ожидать дальнейшей девальвации национальной валюты», — считает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха .
С другой стороны, существует мнение, что остановка эмиссионного кредитования приведет к банкротству ряда предприятий.
«Чтобы поддерживать реальный сектор экономики, нам придется пойти на эмиссию и новую девальвацию белорусского рубля. В противном случае многие компании окажутся на грани банкротства», — заявил информированный источник в банковских кругах.
Он обратил внимание, что многие компании рассчитывали на продолжение финансирования госпрограмм и поэтому брали кредиты, технику в лизинг.
«В случае если финансирование госпрограмм будет прекращено, те, кто брал технику в лизинг, не смогут рассчитаться перед лизинговыми компаниями, а последние не смогут выполнять обязательства перед банками. Многие компании окажутся на грани банкротства», — подчеркнул источник в банковских кругах, знакомый с положением дел в реальном секторе экономики.
По сути, белорусские власти оказались сегодня в положении, которое шахматисты называют цугцвангом. Безболезненных вариантов выйти из этой ситуации не существует. Прекратишь эмиссионное кредитование экономики — остановятся предприятия, которые не смогут выполнять договорные обязательства. Будешь продолжать прежнюю эмиссионную политику — появится угроза девальвации национальной валюты.
Эксперты отмечают, что шансы выйти из порочного круга у властей были в этом году. Благодаря жестким мерам (которые Лукашенко потом раскритиковал как «шоковую терапию») власти могли реформировать экономику. На практике же получилось, что шок в форме резкой девальвации население ощутило, а вот до терапии, которая могла выражаться в реформировании экономики, дело так и не дошло.