После этого года Беларусь уже никогда не будет прежней.
Как пишет «Expert Online», невероятной силы экономический кризис с 300-процентной девальвацией национальной валюты лишил белорусов иллюзии, будто они живут в стабильном и, пусть не богатом, но защищенном от экономических потрясений государстве. А апрельский теракт в минском метро избавил обывателей от еще одного стереотипа - ранее считалось, что белорусы живут в безопасном государстве, в котором нет и не может быть маньяков, серийных убийц или политических террористов.
Еще на выборах в декабре 2010 года сторонники Александра Лукашенко среди главных плюсов своего кандидата называли тот факт, что ему удалось построить стабильное в экономическом плане государство, люди которого слабо себе представляют, что такое дефолт, девальвация, замороженные вклады в банках и каждодневный рост цен. Слухи о том, что в 2011-м жить станет хуже, конечно, были, но и сам Батька, и подконтрольные ему чиновники непрестанно уверяли: девальвации не будет, зарплаты не упадут, уровень жизни будет сохранен. А потом, начиная с марта, в Беларуси началось невероятное: меньше чем за год даже официальным данным инфляция превысила 100%, курс доллара вырос с 3000 рублей до почти 9000, за рубеж на автомобилях запретили выезжать чаще одного раза в восемь дней, а в «боях» за валюту участвовали сотни людей. В стране появились валютчики. Жители приграничных регионов вспомнили забытый с конца 90-х промысел: в Польшу и Литву вновь стали возить дешевые спирт и сигареты на электричках. Видео, на котором видно, до какой истерики жителей приграничья с ЕС довел кризис, в белорусском сегменте Интернета произвело настоящий фурор.
Резкое снижение уровня жизни повлекло за собой и повальный рост преступности. В минских мусорниках стали находить брошенных мертвых младенцев, участились убийства директоров предприятий и небольших компаний, значительно вырос уровень бытовой преступности. Раз в несколько дней информагентства сообщают о том, что где-то в Минске грабитель, угрожая оружием, похитил из магазина еду, а в областном центре при помощи игрушечного пистолета пытался в магазине «снять кассу».
Население уже не уверено в завтрашнем дне и ждет дальнейшего роста цен, обвала курса национальной валюты и других испытаний. Власть и не скрывает, что проблемы будут: уровень реальной заработной платы в Беларуси, рассчитанной с учетом инфляции, по прогнозу Минэкономики, в 2012 году вырастет лишь на 3,6%. Из-за того, что с января Белоруссия вступит в единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном, в этой стране резко поднимется стоимость продуктов питания. С июля в стране серьезно подорожали автомобили - из-за роста таможенных пошлин на подержанные иномарки в связи с новыми требованиями ТС.
До 2011 года Беларусь славилась тем, что здесь простой рабочий-строитель мог без особенно больших проблем обзавестись собственным жильем - для этого нужно было несколько лет постоять на очереди, получить льготный кредит на строительство от государства и выбрать подходящее жилье. Теперь программа субсидирования жилья для молодых семей в Беларуси сильно урезана. Ходят слухи, что ее прикроют вовсе, по крайней мере, для жителей больших городов.
Резко упавший уровень жизни заставляет белорусов уезжать на заработки в сопредельные государства. Особенно много людей перебралось на строительство домов и дорог в Россию. Подсчитать точное количество трудовых мигрантов из-за отстутствия границы между РБ и РФ невозможно, но государство оценивает количество таких людей в сотни тысяч. Особенную большую тревогу у белорусских чиновников вызывает тот факт, что на заработки выезжают не только гастарбайтеры, но и уникальыне профессионалы: специалисты нефтегазовой отрасли, инженеры, врачи и даже университетская профессура. В долгосрочной перспективе все это грозит Белоруссии колоссальными проблемами.
Еще одна серьезная проблема, с которой страна впервые столкнулась в 2011 году, - кризис доверия к власти. После апрельского теракта в минском метро, в котором погибло 15 человек, белорусы уже не уверены в том, что их жизнь надежно защищена.
К власти по этому поводу сразу несколько претензий. Во-первых, вызывает вопросы заказчик теракта. Ни для кого не секрет, что значительная часть белорусского общества не верит в виновность двух приговоренных к расстрелу витеблян и обвиняет в случившемся силовиков. Во-вторых, вместе со взрывом рухнула уверенность белорусов в том, что из-за огромного количества в стране милиционеров простые люди находятся в безопасности. Поэтому Лукашенко лишился второго краеугольного камня своего успеха - уверенности белорусов в том, что они живут пусть в тоталитарном, но безопасном государстве.
Наконец, Лукашенко рано или поздно придется решать, что делать с оппозицией в стране. Прошлогодняя акция протеста наглядно продемонстрировала, что количество недовольных ситуацией в стране постоянно растет, и рост протестных настроений сдерживать будет непросто. Пока власть идет по традиционному пути: оказывает давление на оппозицию. Так, за решеткой оказался главный правозащитник в стране Алесь Беляцкий. Налоговая также заинтересовалась счетами другого оппозиционера, лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько.
Сегодня же ясно одно: 2012 год будет для Лукашенко очень и очень непростым. Батьке удалось заручиться поддержкой Кремля, получившего полный контроль над белорусской газотранспортной системой, но его режим находится в острой фазе противостояния Западу. А такая ситуация «взрывоопасна», полагают политологи.