Все-таки закон цивилизованной страны должен быть гуманным.
Не только из политических соображений, не только из соображений борьбы с коррупцией, не только с целью постоянного привлечения к решению главных проблем государства свежих мозгов, характеров и идей должно вводиться ограничение количества президентских сроков для одного человека. Оно должно быть введено даже из соображений гуманности.
Глава государства, каким бы он ни был - гениальным или бездарным, умницей или тупицей - все-таки человек. Закон не должен позволять ему превращаться в обезумевшее, неадекватное, хватающееся за власть существо, одержимое, мечущееся, мучающее и страну, и людей, и себя самого.
Точно так же, как врачи не позволяют голодному наедаться до отвала, потому что, сытый, он сдохнет от заворота кишок. Точно так же, как обмороженные пальцы не суют в тепло, потому что случится гангрена. Точно так же, как самое полезное лекарство назначают в строго определенных количествах, иначе для организма оно превратится в яд... Точно так же в целях гуманности закон не должен допускать передозировки властью.
Разве могли мы представить, что Владимир Путин скатится до того, чтобы рассекать голым перед телекамерами, разыгрывать постановочные сцены гения-водолаза с заготовленными амфорами, петь песни на концертах и целовать зверушек во все мыслимые места... Разве в 2000-м, когда Ельцин объявил его своим преемником, можно было подумать, что Путин ради того, чтобы задержаться у власти дольше положенного, превратится в жалкого, истово молодящегося и бездарного лицедея?
Разве думали мы, что Александр Лукашенко будет смотреть на мир затравленным взглядом и бояться встреч с обычными, не проинструктиврованными и не отобранными службой охраны людьми?
Он, занявший президентский пост на волне народной любви и поддержки, собиравший стадионы и не боявшийся их!
Разве сам он мог представить, что в своей Беларуси будет подписывать законы «больше трех не собираться» и в панике бросать ОМОН на мирно аплодирующих людей? Думаю, даже в дурном сне Лукашенко не могло привидется, что он будет так бояться свой народ!
Во всех отраслях, где ведутся работы на высоте, есть свои правила техники безопасности. И в строительстве, и в энергетике, и в цирке... То есть о безопасности электрика, который чинит высоковольтные провода, или воздушного акробата, который нас развлекает, общество позаботилось, выработало правила, требования, страховки. Но человек, вознесшийся на вершины власти, может покалечить не только себя, но и миллионы других людей. По какой логике для него мы согласились на отмену правил и страховок, выработанных историей? Пять лет поработал -- будь добр идти на честные выборы, подтверждать квалификацию. Десять лет поруководил -- спасибо, достаточно. Отдыхай, читай лекции, будь советником и почетнейшим из почетных, но твое дальнейшее пребывание у власти становится опасным не только для тебя лично, но и для других. Страна тебя не обидит, но и ты, будь добр, ее поберечь.
Российский политолог Андрей Пионтковский после думских выборов написал отличный комментарий «Спасти подполковника Путина». О том, что Россия не должна позволить попавшему в беду высокопоставленному соотечественнику превратиться из национального лидера в национального дилера. Проблема только в том, что эти лидеры в какой-то момент перестают понимать, что их спасают. Наоборот, в тех, кто их спасает, они начинают видеть врагов, все зло мира, руку Госдепа... Они начинают вдохновенно рассказывать о своей незаменимости, о своей особой миссии, о неких сверхценных идеях. И вряд ли сумеют услышать, что сверхценные идеи -- это уже к докторам, это уже патология, выделенная психиатрами как отдельное расстройство еще в 19 веке.
Именно поэтому в вопросах верховной власти должен быть гуманным закон. Закон должен защитить национальных лидеров от превращения в объект ненависти и насмешек. Два срока -- и почетная пенсия. Без вариантов и без исключений.
Светлана Калинкина, «Народная Воля»