19 декабря отмечается Международный день помощи бедным.
По данным ООН, в Беларуси порядка 6,1% населения относится к малообеспеченным. Между тем реально бедность затронула в нашей стране значительно больше людей, и, как прогнозируют эксперты, число бедных будет расти, пишут «Белорусские новости».
Бюджет прожиточного минимума позволяет лишь не умереть
Черта абсолютной бедности в стране определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательных платежей и взносов. Бюджет прожиточного минимума позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги, то есть не умереть.
Малообеспеченными считаются те, у кого доход ниже размера прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, то есть с 1 ноября 2011 года 574 790 рублей или 67,8 доллара. \
Пенсионеры в Беларуси живут на 3,8 доллара в день
Согласно Докладу о человеческом развитии ПРООН 2011 года, в Беларуси практически нет людей, которые живут менее чем на один доллар в день (учитывались официальные данные о Беларуси за 2009 год). Об этом заявил начальник отдела по сотрудничеству с международными организациями и координации технической помощи Министерства экономики Иван Бельчик 9 ноября на пресс-конференции в Минске. При этом представитель Минэкономики отметил, что в стране «есть люди, которые живут на сумму менее четырех долларов в день», но затруднился назвать, какой процент они составляют.
Отметим, что доход в размере БПМ — это около 2,2 доллара в день на человека (при курсе 8500 рублей за доллар). Еще полтора года назад порог бедности был чуть более высоким — примерно 3 доллара. В мае 2010-го БПМ составлял 266 230 рублей при тогдашнем курсе доллара 2985 рублей. Теперь белорусские пенсионеры со средней трудовой пенсией по возрасту 974 316 рублей живут на 3,8 доллара в день.
Согласно официальной статистике, располагаемые ресурсы около 4,2% домашних хозяйств в первом полугодии 2011 года были ниже бюджета прожиточного минимума.
Как определяется бедность в других странах?
В Евросоюзе за чертой бедности находятся те, у кого доходы в среднем ниже 13 000 долларов в год (или 1083 доллара в месяц). Методика определения черты бедности в этих странах отличается от белорусской — в Европе к бедным относятся те, чьи совокупные доходы составляют менее 60% от среднего показателя по стране. По данным европейской социологической службы «Евробарометр», почти 16% населения в Евросоюзе живут за чертой бедности.
Портал «Моя зарплата» приводит для сравнения черту бедности в других странах:
• Аргентина — 730 долларов
• Колумбия — 432,9 доллара
• ЮАР — 61,4 доллара
• Китай — 15,4 доллара
Бедность с бедными остается
Для поддержки малоимущих в Беларуси существует Государственная адресная социальная помощь (ГАСП), которая является основным механизмом оказания социальной помощи нуждающимся. Однако необходимо иметь в виду, что размер социальной помощи составляет сумму, которой не хватает до БПМ. Другими словами, бедность с бедными остается.
В 2010 году государственную адресную социальную помощь получили более 165 тысяч человек на сумму 50 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи (более 60% от общего числа получателей). Кроме того, в числе получателей этого вида господдержки — семьи с детьми-инвалидами, одинокие пенсионеры и инвалиды.
Кроме вышеупомянутой ГАСП, в стране повышаются пособия по воспитанию ребенка до трех лет (в 2010 г. сумма выплаты увеличилась с 80% БПМ до 100%), некоторые дети до двух лет обеспечиваются бесплатным питанием. Кроме трудовой пенсии, есть пенсии по инвалидности и социальные пенсии.
В последние годы социальные выплаты составляют 13-14% в бюджетных тратах. Казалось бы, цифра немалая, но, как отмечают эксперты исследовательского центра ИПМ, белорусский показатель социальных выплат достаточно низкий по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы (за исключением стран Балтии).
Однако, отметил экономист Александр Синкевич, следует учитывать, что значительная часть социальной поддержки в Беларуси идет за счет субсидирования реального сектора. Оценить ее количественно весьма сложно.
В стране субсидируются предприятия, квартирная плата, расширяется перечень социально значимых товаров, то есть увеличивается количество продуктов, на которые торговая надбавка регулируется государством. Все это можно отнести в зачет социальной поддержке, однако нельзя при этом назвать ее эффективной, поскольку «субсидируют всех, не разбирая».
Свою роль играет и плоская шкала налогообложения. «Плоская шкала ущемляет самых бедных, прогрессивная — наиболее активных граждан. Необходимо думать об инновационных подходах к налогообложению. Возможно, стоит подумать о налоге на собственность. То есть должен быть налог на роскошь, на мой взгляд», — отмечает Александр Синкевич.
Чтобы социальная помощь была действенной, нужно, говорит экономист, как минимум, определиться с тем, кто есть представители социально уязвимых групп населения и уж точно не поддерживать всех и вся. Точечное применение льгот и господдержки, считает экономист, возможно только в том случае, когда будет развито местное самоуправление.
«Нужно поддерживать развитие местных сообществ, — считает Синкевич, — чтобы граждане, которые живут вместе и знают друг друга, участвовали в формировании социальной политики. Есть масса примеров, когда в Европе люди поддерживают друг друга с помощью местного сообщества. Кто-то сообщает о старушке, которая живет и нуждается, кто-то о семье с детьми, которая не сводит концы с концами. В некоторых городах даже скорая медицинская помощь работает за средства сообществ, а не бюджета».
По мнению Александра Синкевича, в Беларуси привыкли рассчитывать на государственный патернализм, в результате которого «неизбежны коррупционные проявления». Вместе с тем Синкевич не рекомендует связывать надежды на эффективную социальную помощь с государством, а рекомендует развивать местные инициативы.