В Беларуси намечается переход от финансового аудита к аудиту эффективности использования бюджетных средств. Об этом сообщил сегодня на семинаре "Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования как предпосылка перехода к аудиту эффективности" председатель Комитета государственного контроля Беларуси Александр Якобсон, передает корреспондент БЕЛТА.
Целью семинара стала выработка практических рекомендаций по ускорению внедрения в контрольную деятельность комитета аудита эффективности, а в бюджетный процесс - программно-целевых методов.
Аудит эффективности направлен на формирование предложений по повышению эффективности деятельности проверенного юридического лица, осуществляемой с использованием государственных средств. Его задачи - определение экономности, продуктивности, результативности использования государственных средств, в то время как задачами финансового аудита является определение правильности ведения, полноты учеты и отчетности доходов и расходов при исполнении государственного бюджета, а также законности и целевого использования бюджетных средств.
"За прошедшие годы республике удалось значительно продвинуться вперед в построении современной бюджетной системы. Бюджетные расходы ориентированы прежде всего на социальные нужды, существенно усовершенствована законодательная база в бюджетной сфере, принят бюджетный кодекс, обновлена бюджетная классификация", - отметил Александр Якобсон.
Однако говорить о завершении процесса построения эффективной системы управления государственными финансами, по его мнению, пока рано. "Большая часть расходов республиканского бюджета продолжает формироваться путем индексации расходов прошлых лет без их привязки к реальным целям и достигнутым результатам. Ответственность распорядителей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета остается низкой, нет стимулов для оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов, что порождает в свою очередь иждивенческие настроения и сказывается на качестве предоставляемых государственных услуг. Не отработана и процедура разработки и реализации бюджетных программ, цели и результаты большинства из них, как правило, сформулированы размыто, без гарантии достижения поставленных целей. Ответственность за реализацию той или иной программы часто распределяется между несколькими распорядителями", - сказал Александр Якобсон.
Таким образом, несмотря на определенные шаги по созданию эффективной системы управления государственными финансами, пока ее элементы функционируют с недостаточной степенью эффективности. "Именно поэтому внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования станет одной из ключевых задач программы развития страны на предстоящее пятилетие. Опыт многих стран свидетельствует о том, что аудит эффективности получает динамичное развитие, во-первых, при серьезной законодательной базе, во-вторых, при составлении программного бюджета", - констатировал руководитель КГК.
Начальник главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы и деятельности государственных органов КГК Александр Курлыпо в свою очередь отметил несколько причин недостаточно быстрого внедрения в Беларуси аудита эффективности. Одна из них - отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, недостаточно развитый понятийный аппарат и система показателей. Вторая - значительный период времени, который требуется для планирования и проведения аудита эффективности, подготовки рекомендаций, отслеживания хода их выполнения. "Третья, самая главная причина - это недостаточно устойчивое формирование предпосылок для проведения этой важной работы. Отсутствуют решительные подвижки в части бюджетирования, ориентированного на результат, которое включает программно-целевые методы бюджетного планирования. Только эта мера может поставить заслон иждивенческим настроениям и предел росту бюджетных расходов", - подчеркнул он.
Александр Курлыпо с сожалением констатировал, что, согласно проверкам комитета, внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования в прошедшей пятилетке проходило медленно. "Так, установлено, что при формировании проекта республиканского бюджета на 2008 год только 21 главный распорядитель средств из 40 представил в Минфин доклады в полном объеме с указанием конкретных статических целей, на достижение которых выделялось бюджетное финансирование. В результате пришли к тому, что в 2011 году доля программных расходов республиканского бюджета достигла всего 20%, то есть только каждый пятый рубль выделяется на достижение запланированных конкретных целей и решение задач, прописанных в перечне из 66 бюджетных программ в приложении 5 закона о республиканском бюджете на этот год. А на следующий год этот уровень еще снизится и составит около 18% общей суммы расходов", - сказал он.
Необходимость работы по повышению эффективности бюджетных средств вызвана результатами контрольных мероприятий комитета. Их практика свидетельствует, что соблюдения одного лишь принципа адресности целевого назначения бюджетных средств уже недостаточно. "Яркий пример - результаты проверки Борисовского хрустального завода, в который вложено Br58 млрд. бюджетных средств на организацию импортозамещающего производства отечественных ампул и флаконов для лекарств. Рентабельность на момент проверки составила минус 51%, импорт ампул и флаконов в республику продолжается. В ближайшем будущем окупаемость затраченных бюджетных средств не предвидится. Таким образом, из бюджета профинансировано неконкурентоспособное производство, и никто за это не понес ответственности", - отметил Александр Курлыпо.
В Беларуси начало работе по переходу от финансового аудита к аудиту эффективности было положено более пяти лет назад, когда распоряжением председателя КГК были утверждены методические рекомендации о порядке организации и проведения органами комитета аудита эффективности. "Вместе с тем следует констатировать, что в стране не утверждено ни одного нормативно-правового акта по проведению аудита эффективности. Другими словами, аудит эффективности, по сути, может проводиться только факультативно, с использованием методических рекомендаций комитета. Поэтому аудит эффективности в рамках государственного финансового контроля Беларуси до сих пор практически не применяется, за исключением его отдельных элементов", - сказал Александр Курлыпо.
К более активной работе по внедрению аудита эффективности, по его словам, подталкивает также введение со следующего года по инициативе КГК системы рейтинговой оценки деятельности руководителей республиканских органов и иных государственных организаций, а также председателей облисполкомов и Минского горисполкома.
"Аудит эффективности должен стать действенным фактором в достижении поставленных социально-экономических целей и задач нашей страны. Для этого уже сейчас имеются определенные предпосылки. Чтобы этот процесс приобрел системный, устойчивый и долгосрочный характер, необходимо законодательно определить место и роль аудита эффективности в работе Комитета государственного контроля, министерствам финансов и экономики более последовательно и настойчиво внедрять принципы бюджетирования, ориентированного на результат", - резюмировал Александр Курлыпо.