19 декабря 2010 года десятки тысяч белорусов вышли на улицы Минска, протестуя против фальсификаций на президентских выборах.
С тех пор прошел ровно год. О том, почему провалилось то декабрьское выступление, и о том, что изменилось в стране за прошедшие двенадцать месяцев, Lenta.ru спросила у непосредственной участницы тех событий и главного редактора оппозиционного сайта charter97.org Натальи Радиной.
Наталью Радину арестовали в ночь после протестных выступлений. Ее, как и нескольких кандидатов в президенты, обвинили в организации массовых беспорядков. Журналистку сорок дней продержали в СИЗО, а затем отпустили под подписку о невыезде. В конце марта, когда правоохранительные органы готовились предъявить ей окончательное обвинение, Радина бежала сначала в Россию, а затем перебралась в Вильнюс. Литовские власти называют себя «эпицентром поддержки демократизации Беларуси». Теперь «Хартия'97», по выражению самой Радиной, работает в изгнании.
«Очевидно, что Лукашенко - узурпатор, удерживающий власть вооруженным путем. Он готов идти на любые репрессии, готов сажать людей в тюрьмы, убивать собственный народ. 19 декабря показало, что он неисправим», - говорит Радина. С другой стороны, считает она, в тот день народ сумел показать власти, что, несмотря на постоянное запугивание, репрессии и убийства оппозиционеров, есть большое количество людей, готовых выйти на улицы и требовать свободных выборов.
«Я слышала, как люди звонили, приглашали своих знакомых выходить на площадь. Говорили: «смотрите, здесь никого не бьют». И могло случиться, как на Украине - люди бы прибывали, акция могла продолжаться несколько дней». Однако этого не произошло из-за «неадекватно жестокой реакции власти». «Город фактически был оккупирован силовиками, - вспоминает главред «Хартии'97». - Были стянуты все спецподразделения, армия». Массовые аресты после митинга «сильно испугали людей», и «майдана» не случилось.
Сейчас, считает Радина, Беларусь «может вспыхнуть в любой момент», поскольку экономическая ситуация в стране близка к критической. «Инфляция, только по официальным данным - более 100 процентов. Лукашенко продает самые успешные предприятия, фактически распродает родину, чтобы поддерживать полунищенское существование народа и содержать репрессивный аппарат. Но это не может продолжаться бесконечно, - уверена Наталья Радина. - Времена диктаторов уходят. Чувствуется, что это витает в воздухе. Косит одного за другим. Разве можно было представить год назад, что будет с Каддафи?»
Сам Александр Лукашенко, тем не менее, в новые массовые выступления оппозиции не верит. В недавнем интервью Сергею Доренко он заявил, что в Беларуси есть от силы 400 оппозиционеров.
«Ну, многие СМИ сообщали, что Лукашенко болеет мозаичной психопатией. Вы еще хотите, чтобы он считать умел?» - отвечает на это Радина.
В том же интервью Лукашенко упрекнул российского президента Дмитрия Медведева в том, что тот не вышел к своему народу во время митинга на Болотной площади. Белорусский президент, впрочем, оговорился, что выходить нужно только в том случае, если это необходимо. Сам Лукашенко, кстати, тоже не вышел к тысячам людей, который собрались 19 декабря в Минске. «Лукашенко не мог выйти. Он всегда боялся народа. Ожидать, что диктатор выйдет к народу, который он обманывает и который он душит 17 лет, это смешно», - считает Наталья Радина.
Вместо него с народом при помощи дубинок «общались» бойцы спецподразделений, некоторые из которых после митинга в социальных сетях хвастались, как «надрали задницу» оппозиционерам. По мнению главреда главного оппозиционного сайта, среди милиционеров есть и «нормальные люди»: «Хотя трудно представить, какой нормальный человек пойдет работать в тот же ОМОН, который сегодня, в основном, используется для подавления акций несогласных и избивает своих же друзей, родственников, соседей. Но, уверена, когда кресло под Лукашенко сильно зашатается, даже они перейдут на сторону народа». Скорую отставку бессменного правителя Беларуси она считает «абсолютной реальностью».