До вчерашнего дня движение FEMEN меня не особо занимало.
Когда на встрече российских журналистов и экологов, которая прошла этой осенью в Москве, защитникам природы намекнули: «вы разденьтесь, спляшите, тогда мы про вас напишем», то я подумала о FEMEN не без раздражения.
На мой взгляд, это не нормально, и это не политика, если для того, чтобы быть услышанным, нужно раздеваться, подвергаться издевательствам и пыткам. Это повышает болевой порог общества в медийном пространстве и вынуждает людей, желающих принимать участие в решении общественных проблем, идти на все более и более крайние меры. В конце концов, извращается, подменяется само понятие «политика» введенное Аристотелем как представление о цивилизованной форме отношений в обществе. Подчеркну, цивилизованной, именно такой, которая приемлема сторонами общественных отношений.
Но вчера судьба трех девушек, совершивших эпатажную акцию в Минске, меня шокировала и вызвала глубокое сочувствие.
Шок был в том числе и от отсутствия логики. Почему действующего законодательства оказалось недостаточно для того, чтобы, не применяя насилия цивилизованно задержать и оштрафовать FEMENисток? Ответ на вопрос о том, где в Беларуси я видела цивилизованное задержание, оставлю за рамками этой публикации.
В Украине активисток FEMEN не трогают, максимум – штрафуют, и благодаря этой мере их акции вызывают меньший резонанс или его не вызывают, в зависимости от содержательной части акции.
Кому и для чего здесь нужны были изощренные издевательства над тремя безоружными девицами-иностранками? Это не может быть рассчитано ни на какой иной результат, кроме как на ухудшение и без того безнадежного имиджа упоминаемого территориально-административного образования.
Я хорошо понимаю, что в белорусской глубинке, и не только, насилие по отношению к женщине является распространенным явлением. Насилие в семье, вне семьи. Это, с одной стороны, обуславливает местный подход к «решению проблемы», смещенной украинками в выражено гендерную плоскость. Но это насилие официальной Беларусью признается патологичным и неприемлемым. Думаю, что теперь, для того, чтобы не наводить тень на плетень, надо будет запретить всю социальную рекламу, связанную с насилием по отношению к женщинам. Она напомнит о той самой расправе в лесу, вынося ей одновременно и осуждение, и диагноз.
Татьяна Новикова, «Белорусский партизан»