Министерство по налогам и сборам просит Министерство юстиции начать процесс ликвидации правозащитной организации Белорусский Хельсинский комитет.
Стоит ли рассматривать это намерение властей в контексте общей кампании по давлению и дискредитации правозащитного движения?
Может ли Беларусь вовсе остаться без официально зарегистрированных правозащитных организаций? На эти и другие вопросы «Радые Свабода» отвечает юрист и политолог Юрий Чаусов.
- Стоит ли заявление Министерства рассматривать в контексте давления властей на правозащитников, которое особенно усилилось в этом году, после президентских выборов?
- В начале следует отметить, что общественные объединения в Беларуси ликвидируют НЕ органы исполнительной власти, а суды. В данном случае, Министерство юстиции должно подать иск в Верховный Суд. Кстати, Минюст когда-то уже такой иск подавал, но после он был отозван.
Министерство налогов и сборов, за столько лет так и не смогло взыскать с БХК сумму, (по мнению официальных лиц, БХК должен заплатить в бюджет свыше 240 млн. рублей налогов и штрафных санкций по использованным в 2002-2003 годах грантам Еврокомиссии, которые, согласно международным договорам, подавались в безналичном режиме), обратилось к Министерству юстиции. Поэтому можно предположить, что налоговые органы хотят просто заставить правозащитников рассчитаться с бюджетом.
В данном случае говорить о ликвидации БХК рано, так как это может быть способом давления на правозащитников с целью заставить их выплатить деньги. С другой стороны, при назначении нового министра юстиции Олега Слижевского наблюдатели отметили, что ранее он возглавлял управление общественных объединений Министерства юстиции, и возможно, в должности министра он начнет уделять больше внимание этому направлению.
- Но, кажется, что такие решения, как закрытие БХК, могут приниматься на гораздо более высоком политическом уровне. Как власти Беларуси, страны, входящей в ОБСЕ, смогут объяснить этот шаг другим странам? Это фактически единственная зарегистрированная правозащитная структура и член международного правозащитного движения. Может ли дело дойти до ликвидации БХК?
- Если вдруг произойдет ликвидация БХК, это не будет означать, что правозащитное движение исчезнет. Правозащитники есть и в Иране, и в Китае. С другой стороны, такого рода «налоговые» претензии не являются чем-то необычным для современного мира. Напомню, что международная Хельсинкская федерация как раз была ликвидирована из-за банкротства. И теперь Международное Хельсинкское движение действует исключительно на неформальной основе.
Я думаю, нашим властям понравилось давить на правозащитников по финансовым и налоговым претензиям.
- Показывая их как правонарушителей законодательства ...
- Это удобная тема для использования во внутренней пропаганде. Все понимают, что в нашей стране основания для ликвидации могут быть совершенно не связаны с правом, достаточно политического решения. Но для пропаганды - налоги, финансы - это очень удобный аргумент + то, что мы видели на примере «Весны».