Денежно-кредитные власти опровергли слухи о готовящемся обрезании нулей на купюрах национальной денежной единицы. По мнению политологов, слухи о деноминации – это признак высочайшего недоверия к власти со стороны населения. Экономисты полагают, что девальвация сформировала предпосылки для деноминации .
Слухи о грядущей деноминации появились в интернете несколько недель назад. Речь шла о том, что уже якобы печатаются новые купюры и вот-вот белорусские рубль потеряет несколько нулей. Однако на прошлой неделе Нацбанк опроверг слухи о предстоящей деноминации.
Глава правления Нацбанка Надежда Ермакова 25 декабря заявила, что сообщения о якобы запланированной в январе 2012 года деноминации не имеют под собой ни малейших оснований.
Интернет-ресурсы, разместившие "эксклюзивные" сведения о том, что Беларусь якобы заказала в Литве новые денежные купюры, ссылаются на некий источник в банковских кругах.
"Скорее всего, никакого эксперта и в помине не было. Это выдумки нечистых на руку, непрофессиональных журналистов", - предположила Надежда Ермакова. По ее мнению, очевидно, что источник, сообщивший эту "новость", далек от реально происходящих в Беларуси событий. Ему даже не было известно о том, что сегодня указом президента утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси на 2012 год.
Белорусские экономисты полагают, что как раз опасения
относительно раскручивания инфляции являются причиной того, почему пока принято
решение не проводить деноминацию, пишут naviny.by.
"В условиях нестабильных ожиданий и неустойчивого спроса на национальную валюту
создавать дополнительный повод для беспокойства населения нерационально. Это
может привести к необоснованному росту спроса на иностранную валюту", —
говорит Дмитрий Крук.
Еще одним аргументом в пользу того, что с деноминацией спешить не стоит,
является сохраняющаяся достаточно высокая инфляция.
"Исходя из прагматических соображений, проводить деноминацию лучше, когда есть
предпосылки для устойчиво низкой инфляции в среднесрочной перспективе, а даже
официально планируемые 20% на 2012 год вряд ли можно назвать низкой инфляцией", —
подчеркивает экономист BEROC.
Схожей точки зрения придерживается и Александр Муха, который предполагает, что
денежно-кредитные власти пойдут на деноминацию, когда инфляционные процессы
будут сведены к минимуму.
"По нашим оценкам, в случае снижения инфляции в 2012 году третья деноминация
может быть объявлена в 2013 году, а проведена — в 2014 году", — говорит
он.
Проведение очередной деноминации, полагает эксперт, денежно-кредитные власти
будут оттягивать путем введения в оборот более крупных купюр и изъятия купюр
низкого достоинства.
"Вопрос деноминации достаточно актуален, так как оперировать суммами с большим
количеством нулей достаточно сложно и неудобно. Через несколько лет (в
зависимости от темпов инфляции) порядок цифр в белорусском ВВП перейдет на
квадриллионы, что будет выглядеть при отсутствии деноминации, по крайне мере,
необычно", — говорит экономист Белорусского экономического
исследовательско-образовательского центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха также
отмечает, что девальвация сформировала предпосылки для деноминации.
"Инфляционные и девальвационные процессы в 2011 году привели к несоответствию
купюрного строения наличных денег и сложившегося уровня цен на товары и услуги.
Так, в январе-ноябре 2011 года потребительские цены в Беларуси возросли сразу в
2,04 раза. Поэтому вопрос о проведении третьей деноминации белорусского рубля
приобретает дополнительную актуальность", — говорит Александр Муха.
Эксперты согласны с тем, что белорусской валюте требуется деноминация. "Последние пять лет я настойчиво рекомендую Национальному банку, правительству провести деноминацию", – говорит руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. Причем зачеркивать нужно не три нуля, а четыре, считает он.
Однако в большинстве своем эксперты склоняются к тому, что проводить ее в настоящее время нет смысла. "На деноминацию надо идти только тогда, когда правительство и Нацбанк готовы твердо заявить, что в дальнейшем они не допустят такую инфляцию и падение обменного курса", – считает экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич.
По его мнению, такие условия могут сложиться в лучшем случае во второй половине 2012 года, если власти не будут наращивать денежную массу, ограничат расходы бюджета и прекратят финансирование неэффективных государственных программ, пишет "Независимая газета".
Кроме того, нынешнее непростое состояние белорусской экономики отнюдь не способствует реализации новых дорогостоящих проектов, коим является деноминация. "Это слишком дорогостоящая процедура как для субъектов хозяйствования, так и для государства в лице Нацбанка", – считает аналитик Валерий Полховский.
По его мнению, в нынешней ситуации лучше вывести из оборота мелкие купюры и напечатать более крупные. До недавних пор самой крупной в Беларуси была 100-тысячная купюра. Уже принято решение о том, что вскоре появится 200-тысячная.
Что касается неудобств обращения, то, по мнению эксперта, население уже привыкло "измерять цены тысячами, так что ничего страшного в этом нет".
Свою оценку ситуации дают политологи. По их мнению, слухи о деноминации – это признак высочайшего недоверия к власти со стороны населения. Люди постоянно ждут какого-то подвоха и обмана, они не верят тому, что говорят представители власти и не считают стабильной национальную денежную единицу.
Единственное, что остается добавить, — деноминация, к необходимости которой мы приблизились в 2011 году, не является атрибутом развитых государств. В заключение приводим перечень стран, которые проводили деноминацию за последнее пять лет.
Справка
Беларусь за время своей независимости пережила уже две деноминации. Впервые она проводилась в 1994 году, затем — в 2000 году. Благодаря, кстати, деноминации, проведенной 11 лет назад, были изъяты из оборота купюры номиналом 500 000, 1 000 000 и 5 000 000 рублей.