Национальный банк признан худшим органом государственного управления в 2011 году, жертвой года — рублевые вкладчики, скандалом года — валютный дефицит. По версии экспертов научно-исследовательского центра Мизеса и аналитического центра «Стратегия» Ярослава Романчука и Леонида Заико, экономика Беларуси доведена до гиперинфляционного состояния.
Экономические итоги года подводит сайт naviny.by.
Нацбанк рулит
С экспертами относительно худшего госоргана в 2011 году вряд ли кто-то будет спорить. Непоследовательная политика Нацбанка (некоторые принимаемые решения отменялись через несколько дней) и бездействие, к чему бизнес никак не был готов, только усугубили ситуацию на валютном рынке и в целом в экономике.
Впрочем, глава Нацбанка Надежда Ермакова еще на пресс-конференции 20 октября (по поводу открытия единой торговой сессии) оправдывала действия своего предшественника Петра Прокоповича.
Она заявила, что к выходу на единый равновесный курс в апреле (это позволило бы быстрее стабилизировать ситуацию) Нацбанк не был готов психологически.
«В апреле не были готовы психологически, не была готова основа, чтобы это сделать», — сказала Ермакова.
«Не приняли решение, и не приняли. Бывает же такое, что приняли поздно. Может, плохо считали», — добавила она. По словам Ермаковой, принять такое решение было непросто.
За ним стояло прекращение финансирования госпрограмм, эмиссионного кредитования, сокращение объемов строительства и в целом ужесточение денежно-кредитной политики.
Но Нацбанку, в конце концов, пришлось на это пойти. Правда, проблем меньше не стало. По словам Ярослава Романчука, самыми главными «достижениями» Нацбанка стали дестабилизация банковской системы, неадекватная оценка стоимости денежных средств и доведение белорусской экономики до гиперинфляционного состояния.
Но, справедливости ради, надо сказать, что не один Нацбанк во всем виновен. По словам экспертов, главными факторами эскалации кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальным причинно-следственные связи в экономике страны.
Валюты нет
Валютный дефицит признан экспертами главным скандалом года. Валютный голод испытали как граждане, в течение почти 6 месяцев не имевшие возможности купить валюту в обменниках, так и предприятия, которые вынуждены были использовать альтернативные схемы покупки валюты.
Характерными особенностями валютного рынка стало появление валютчиков, огромные очереди в обменники и покупка валюты по спискам, проблемы с погашением валютных кредитов и установление банками суточных лимитов на снятие валюты по международным карточкам.
Кстати, эксперты полагают, что на валютном дефиците неплохой навар сделали именно банки. С подачи Нацбанка комбанки получили возможность в течение определенного периода не продавать валюту населению, приобретенную на территории зон отдыха, рынках, торговых центрах. И получился интересный бизнес: валюту можно было купить по 5 тысяч рублей, а продать юрлицам по курсу межбанка на уровне 9-10 тысяч.
Цены газанули
Безусловным провалом 2011 года, по мнению Ярослава Романчука, является инфляционно-девальвационная спираль. По оценкам эксперта, следствием ее стал рост числа граждан, оказавшихся за чертой бедности, в 2,5 раза — до 25-28% всего населения.
При этом основные и оборотные активы коммерческих организаций обесценились на 7-10 млрд. долларов.
Несмотря на казалось бы полученный властями урок, эксперт прогнозирует инфляцию в 2012 года в районе 50-60% и курс на уровне 13-14 тысяч рублей за доллар.
Девальвация съела вклады
Рублевые вкладчики стали главными жертвами уходящего года. Только за майскую девальвацию их вклады обесценились примерно на 1,5 млрд. долларов. Часть накоплений также съела инфляция, которая на конец года, по прогнозам Минфина, составит 120%.
По оценкам Романчука, в реальном выражении рублевые вклады сократились на 27%. Ведь ставки не обеспечили защиту депозитов от инфляции.
Между тем довольно любопытно, что на 1 декабря рублевые депозиты населения, как отметил Романчук, составили 12,47 трлн. рублей при отрицательной ставке. Хотя еще на начало октября они составляли около 10,8 трлн. рублей.
По мнению Романчука, это может свидетельствовать о невежестве белорусских вкладчиков, которые несмотря ни на что полагали, что смогут сохранить свои рублевые накопления или даже заработать на них, положив на депозит в банки.
Долги — наше все
Тенденцией 2011 года эксперты назвали стремительный рост долгов и неплатежей. Госдолг на 1 декабря вырос в 3,2 раза в белорусских рублях по сравнению с 1 декабря прошлого года, внешний долг — на 24% за 10 месяцев.
Просроченная кредиторская задолженность выросла за 10 месяцев в 1,9 раза, кредиторская задолженности — в 2,4 раза, дебиторская задолженность — в 2 раза. Внешняя дебиторская задолженность на 1 ноября составила почти 4 млрд. долларов. И, как считает Ярослав Романчук, эта тенденция будет оказывать серьезное влияние в целом на развитие экономики в 2012 году.
Что касается некоторых действий правительства по решению вопроса долгов, то, по мнению Романчука, такие шаги ничего не дадут. «Вице-премьер Сергей Румас поставил задачу за 4 дня вернуть 1,1 млрд. долларов дебиторской задолженности. Как можно ставить такие задачи? Так экономика не работает.
Реально это сделать в ситуации, когда ты контролируешь счета субъектов хозяйствования», — отмечает Романчук.
Он убежден, что ситуация с ростом внешней дебиторской задолженности лишний раз говорит о недоверии бизнеса к власти. «Предприятия не знают, чего ждать от власти и поэтому так себя ведут», — констатирует эксперт.
Автомобильный казус
Импорт 256,7 тыс. автомобилей за январь-июнь 2011 года без их права продажи в России до 2013 года стал, по мнению экспертов, главным потребительским казусом уходящего года.
Руководство страны, кстати, считает небывалый импорт автомобилей одной из главных причин валютного кризиса. Ведь на покупку иномарок белорусы потратили более 2 млрд. долларов.
Чего ждать от ЕЭП?
Событием 2011 года эксперты назвали создание ЕЭП. Как отметил Романчук, это решение будет оказывать очень большое влияние на параметры экономической политики в будущем.
Плохо то, что в 2011 году белорусские власти не предпринимали адекватных мер по подготовке коммерческих организаций и национальных институтов к работе в режиме интенсивной межстрановой конкуренции по правилам ВТО, подчеркивает Романчук.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин со своей стороны отмечает, что «мы начинаем работу в ЕЭП экономически ослабленными и неконкурентоспособными. И это серьезный вызов для белорусского бизнеса.
К нам придет активный средний и малый бизнес, спекулятивный бизнес, начнутся рейдерские захваты, и такие факты сегодня уже есть. Вот в каких условиях нам придется работать».
Лоббист года
Главный бенефициар 2011 года — Михаил Гуцериев и его компания GMC Global Energy, считают эксперты. Напомним, он зарегистрировал 100-процентную дочку «Славкалия» для строительства калийного комбината мощностью 1,1 млн. тонн с потенциальным увеличением добычи хлоркалия до 10 млн. тонн.
«Просто беспрецедентная сделка, учитывая, что британская компания получает бесплатно доступ к недрам. Можно поаплодировать тому, как бизнесмен Гуцериев умеет лоббировать свои интересы», — оценил Ярослав Романчук эту сделку.